Газета,
которая объединяет

Мир нашим домам

Как оживить воронежские ДК, превратив их в рентабельные предприятия?
Рубрика: Социум№4 (2272) от
Автор: Ирина Лазарева

Тема прошлого, настоящего и будущего воронежских дворцов культуры – отнюдь не нова, однако разговоры об их судьбе ведутся с завидной регулярностью неслучайно.

Открывшийся в 1954 году на Ленинском проспекте близ ВоГРЭСовского моста Дворец культуры им. Кирова до сих пор является визитной карточкой левого берега, а ДК «Электроника» известен как единственная площадка в Воронеже, где Виктор Цой провел свой концерт. Но оба дворца, некогда олицетворявшие мощь советского государства, после развала СССР превращаются в руины, и в спасении погибающих символов ушедшей эпохи, по всей видимости, пока никто всерьез не заинтересован. Впрочем, и по поводу действующих учреждений подобного типа у некоторых экспертов аналогичное мнение: они функционируют, но жизнь там – за редким исключением – угасает.

БРОШЕННОЕ НАСЛЕДИЕ

ДК им. Кирова и «Электронику» возвели на заброшенных территориях СССР по типовым проектам. Эти учреждения долгие годы служили образцами досуговой работы. Теперь же об их былом величии приходится судить по рассказам старожилов.

Это раньше в ДК им.Кирова систематически организовывались вечера отдыха, демонстрировались фильмы, успешно работали кружки прикладного творчества и выступали сильнейшие самодеятельные коллективы, получавшие впоследствии звания «народных», здесь проходили выборы и функционировал народный театр, из которого вышел актер Сергей Селин. Это раньше в ДК «Электроника» проходили гастроли всемирно известного «Ленкома» с участием Евгения Леонова и Татьяны Пельтцер, других популярных актеров и исполнителей. Казалось, что так будет всегда. Но главный враг успеха – время, и осовремениться, «помолодеть» дворцы не смогли, ведь даже к косметическим процедурам не прибегали. Ремонта здесь не было никогда.

Теперь им нечего противопоставить активно развивающемуся досуговому рынку – даже не самый крутой торговый комплекс вмещает с дюжину приятных развлечений: от фуд-корта и просмотра кинофильмов до спортивного отдыха и расслабляющего массажа, да и какая звезда поедет выступать в развалинах?

Жители города не первый год теряются в догадках – почему власть, заявляющая о дефиците культурно-досуговых центров в городе, просто не выкупит погибающие памятники эпохи?

В ПОРЫВЕ СВОИХ ИНТЕРЕСОВ

Мало кто знает, но в конце 90-х, а затем в 2000-х гг. городское управление культуры обращалось в инстанции с просьбами передать дворцы культуры (не только эти, но и другие) на баланс муниципалитета. Да и сегодня ведомство не теряет надежды подчинить себе эти учреждения, пробует вести переговоры с собственниками: предлагают выкупить за небольшие средства или рассмотреть возможность муниципально-частного партнерства.

За двадцать с лишним лет на призывы чиновников откликнулись ДК Воронежского шинного завода, преобразованный в 2012 году в культурно-досуговый центр (КДЦ) «Шинник», и КДЦ «Левобережье», когда-то принадлежавший заводу «Рудгормаш». Велись переговоры и по поводу ДК им. Ленина, но в последний момент на ВАСО передумали. Возможно, скоро в ведение перейдет еще один – погорелец ДК им. Тельмана, его владелец-завод испытывает финансовые трудности.

А что же другие? По-прежнему в частных руках. И диалог не налажен.

– Мы смогли забрать некоторые учреждения, но какие-то выпали из общей системы, – объясняет заслуженный работник культуры, бывший руководитель городского управления культуры Иван Чухнов. – Дворец «Электроника» приватизировали, много раз перепродали, аналогичная ситуация сложилась и с ДК им. Кирова. В отношении него частники предпринимали

какие-то действия, а потом все бросили. Итог – дворец разрушается. Что дальше – непонятно. Но очевидно, что у собственников есть планы на этот счет.

Не будь этих планов, брошенные дворцы давно бы продали городу, к тому же – на выгодных условиях, как, к примеру, ДК шинного завода. Его приобретали за символические суммы, да и бесплатно были готовы отдать, но положения закона тому препятствовали.

Упомянутые печально известные дворцы, некогда возведенные советской властью на пустыре, парадоксально возвращаются к своему первоначальному виду: стены опустевших актовых залов разрушаются на глазах, превращая историю в строительный мусор. И совершенно очевидно, что желания ремонтировать сооружения и тем более возвращать их к работе в качестве социокультурного пространства у собственников нет.

Скорее всего, на месте ДК им. Кирова вырастет очередная высотка или торгово-развлекательный комплекс. А «Электронику» давно частично перестроили в гипермаркет, другая часть ДК, вероятно, также превратится в магазины или склады.

ПЕРВОЕ ПРАВИЛО ЭКОНОМИКИ

Понятно: прежде чем что-то новое покупать, нужно прежде отстроить то, что уже имеется. А бюджета, и без того скудного, не хватает даже на это.

Город, а соответственно и управление культуры, сегодня ответственны лишь за 16 городских дворцов культуры, именующихся клубами и культурно-досуговыми центрами, которые объединили в 2017 году в Централизованную клубную систему (ЦКС), а также – Городской Дворец культуры (ДК Машиностроителей). При этом ДК Железнодорожников, где действует немало кружков, проводятся новогодние елки и концерты, а среди арендаторов – успешный молодой Никитинский театр, рентабельный ДК им. Коминтерна с ресторанами и ночным клубом, а также отданный исключительно под формальные заседания и совещания ДК им. Ленина, «потрепанный» ДК им. 50-летия Октября и некоторые другие не имеют к культурному ведомству никакого отношения.

Но всем им, независимо от формы собственности, давно «прописана» реконструкция. На это обратили внимание участники открытой презентации образовательного проекта «Осенняя школа «Зодчество VRN» в конце прошлого года.

Взявшись за проекты авторы во главе с кураторами, выпускниками Воронежского государственного технического университета и Амстердамской архитектурной академии Дарьей Наугольновой и Алексеем Боевым были уверены, что все дворцы еще могут быть интересны населению: надо в первую очередь срочно поменять формат работы, иначе – люди о них забудут, выбирая тот досуг, что соответствует их интересам. Главный фактор на любом рынке – умение быть конкурентоспособным.

– За основу мы взяли наиболее показательные дворцы – закрытый ДК им. Кирова, перестроенную «Электронику» (если найти способ заинтересовать собственников, то реанимировать их как культурные учреждения можно), а также самый крупный муниципальный – Городской Дворец культуры. Мы провели свои исследования и предложили переосмыслить внутренний и наружный функционал зданий, благоустроить прилегающие территории. Облик дворцов должен стать привлекательным, а их названия – общим воронежским брендом, – рассказывает Дарья Наугольнова. – Но проекты, хоть и разработаны только для трех ДК, являются универсальными: более чем на 80% подходят для любого учреждения культуры подобного типа.

– Мы не скрываем, что в наших культурно-досуговых центрах есть болевые точки, да и судьба частных нам небезразлична. Но современные реалии таковы, что, как бы мы ни хотели, но за один год, да и за пять мы не в силах капитально отремонтировать наши учреждения. На выделяемое годовое финансирование мы можем только подлатать дыры, – признается заместитель руководителя управления культуры мэрии Воронежа Валентин Босенко. – Но мы не сидим сложа руки. Участвуем в различных программах, получая дополнительные средства (программы софинансирования, инициативного бюджетирования и пр. – прим. авт.). В 2018 году так были отремонтированы семь учреждений. Сейчас благодаря усилиям главы города Вадима Кстенина предварительно одобрено выделение денег из областного бюджета на реконструкцию Городского Дворца культуры и КДЦ «Шинник».

Кстати, идеи, предложенные молодыми архитекторами, будут учтены при ремонте. Директор ДК Машиностроителей Роман Мамедов отметил, что ему симпатичны предложения о восстановлении утраченной лепнины на фасаде здания и создании кинотеатра на крыше. К тому же холл будет просматриваться насквозь, а помещения использоваться многофункционально.

ВСЕ УПИРАЕТСЯ В КОНТЕНТ

Перепрограммирование дворцов культуры должно предполагать опять же и новые формы внутренней работы. Речь идет о том, что современное учреждение культуры должно функционировать не только как общественное и социальное пространство, но и как коммерческое предприятие, способное приносить прибыль в казну города. Об этом рассуждают не первый год, но воз и ныне там. Пока город вынужден практически полностью содержать досуговые центры.

– Мы даем неплохое качество контента, значительное разнообразие, но не можем эффективно конкурировать с торгово-развлекательными центрами и другими учреждениями, предоставляющими услуги развлекательного, однако не всегда культурного характера. Мы ответственны за контент, который производят наши подведомственные учреждения, к тому же многие услуги жители города должны иметь возможность получать бесплатно, – добавляет Валентин Босенко.

Конечно, и в управлении этого не скрывают, пока развитию коммерческой деятельности препятствует малоудовлетворительное состояние помещений ДК и аппаратуры, имеющейся там. К примеру, в самом большом из них –Городском Дворце культуры (ДК Машиностроителей), где ремонт не проводился еще с открытия в 1979-м, замены требуют проводка и коммуникации, кресла в актовом зале, да и сцена, которая давно не отвечает современным требованиям.

Впрочем, самый короткий путь реанимировать дворцы культуры – прибегнуть к механизму муниципально-частного партнерства. Но способ, давно эффективно использующийся в разных сферах экономики, до сих пор не заинтересовал бизнес.

– Частники ждут более выгодных условий, полагая, что город мог бы взять на себя половину всех затрат на содержание учреждений, плюс они хотят иметь какие-то льготы, и этот вопрос, насколько мне известно, обсуждается с точки зрения сокращения налоговых выплат. Но это пока невозможно и неприемлемо. На таких условиях город не согласится взаимодействовать. Мое мнение таково, что бизнес должен быть социально ответственным и понимать, что положение предпринимателей в обществе, статус, авторитет за счет работы с населением только укрепляется. Думаю, скоро это понимание придет, – отмечает Иван Чухнов.

А пока его нет, учреждения от культуры вряд ли станут приносить большой доход в бюджет, а некоторые и вовсе не смогут выйти на самоокупаемость. Заколдованный круг, из которого пока нет выхода, поскольку существует несколько нерешенных «но».

В ТЕМУ

В 2019 году рассматривается вопрос выделения финансирования из регионального бюджета на реконструкцию КДЦ «Шинник» в размере 30 млн руб., Городского Дворца культуры (ДК Машиностроителей) – 80 млн руб. Ремонт зданий находится на контроле главы города Вадима Кстенина. Кроме того, заключен контракт на проектирование и строительство ДК в Краснолесном, а также в собственность муниципалитета будет переведен культурно-досуговый центр на Ленинском проспекте, 201.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

На Дворце культуры им. Коминтерна, что на Московском проспекте, вывески с наименованием не сохранилось, однако арендаторы помещений указывают для удобства старое название в своих анонсах. Здесь располагаются ночной клуб, ресторан, танцевальная студия. Завод им. Коминтерна давно не функционирует, а дворец остался. К тому же собственник сохранил облик сооружения, построенного в пятидесятые по чертежам архитектора Константина Бартошевича.

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Андрей ХАРИТОНОВ, руководитель управления культуры администрации Воронежа:

– Дворцы культуры, расположенные на территории города, в разное время переживали разную судьбу, передавались из ведомства в ведомство, разрушались и отстраивались вновь. Их история помнит немало проблем, которые преодолевались в первую очередь благодаря людям, всей душой болевшим за дело.

Не секрет, что сфера культуры всегда финансировалась по остаточному принципу, денег не хватает и сейчас. Это связано в том числе и с тем, что растет круг наших обязательств. В «орбиту» управления вошли учреждения, находящиеся в отдаленных уголках Воронежа – Придонском, Краснолесный, Малышево, Репном, Шилово и т.д.

Сегодня в культурно-досуговых центрах хорошо налажена кружковая работа, успешно действуют творческие коллективы, которые умеют оперативно откликаться на запросы населения, организовывать интересные концерты, но реновация необходима многим из них. Конечно, в рамках муниципальной программы мы направляем средства на содержание КДЦ, но львиную часть «съедают» расходы на ЖКХ и зарплата сотрудников. На текущий ремонт и приобретение нового оборудования можно потратить только остаток – всего 2-5% от общей суммы.

Есть и более глобальные проблемы. Наблюдается дефицит культурно-досуговых учреждений на территории города. В Воронеже ведется активная жилая застройка, и в отдаленных микрорайонах строители не преду­сматривают места под учреждения досуга. Так, в Тепличном сложилась вопиющая ситуация: Дом культуры пришлось расположить в подвальном помещении. Хотелось бы, чтобы такого в дальнейшем не было, и при планировании застройки уже продумывали наличие земли хотя бы под многопрофильное учреждение, вмещающее школу искусств, Дом культуры и библиотеку.

Также в учреждениях, особенно в Городском Дворце культуры, в перспективе хочется видеть аналог большой концертной площадки, потому как это одна из основных потребностей общества в культурно-досуговой сфере на сегодняшний день. Работая по-старому, мы не можем полностью соответствовать запросам населения, а значит, заинтересовать молодежь и подрастающее поколение.