Газета,
которая объединяет

Катастрофа сознания

Рубрика: Колумнистика№3 (2271) от
Автор: Ольга Бренер

Я очень люблю пьесы Иштвана Эркеня. Этот всемирно известный венгерский драматург – просто гений абсурда. В 2013 году на столетие Эркеня в Книжном клубе «Петровский» показали его «Семью Тотов» – спектакль об ужасах войны и катастрофе сознания. А еще у него есть пьеса «Воронеж» – о городе, где трудбатовец Второй венгерской армии Эркень после ее разгрома оказался в плену. «Мы были пленными страны, на которую сами напали с оружием в руках. Хотя эта страна ничего худого нам не причинила. И все же с нами обращались по-человечески», – писал драматург.

Однако говорят, что искусство предвосхищает реальность. «Давайте вспомним мужество наших дедов, героических венгерских солдат, которые сражались за Венгрию на Дону», – на этой неделе такой пост размещен на официальной странице правительства Венгрии в «Фейсбуке». Впрочем, законы театра абсурда заработали в реальной действительности еще раньше. В 2012 году министр обороны Венгрии Чаба Хенде инициировал тур памяти погибших под Воронежем венгерских солдат «В честь героев Дона». Конечно же, у этой героизации логика есть: нормальная конъюнктура в соответствии с новой расстановкой политических сил в Европе.

Но – никак не в соответствии с уроками истории и подлинной национальной памятью. Потому что подлинная память – это все-таки Эркень, живой участник событий, который за утонченной патиной абсурда своих пьес высветил предельно ясные вещи: одни люди пришли на чужую землю убивать других людей. «Мы жили с угрызениями совести, что нам никогда не дождаться снисхождения от истории за содеянное», – написал он в пьесе «Воронеж».

Но вот что плохо. После официального «героического» поста венгров в «Фейсбуке» там же некоторые воронежцы призвали снести венгерский мемориал в селе Рудкино. И вот это вы тоже зря. Давайте не допустим катастрофы сознания.