Газета,
которая объединяет

Открыты для новых идей и проектов

Патриотическое воспитание: дойти до каждого ребенка
Рубрика: Социум№81 (2253) от
Автор: Ирина Лазарева

Познавательно, интересно и социально значимо – так можно охарактеризовать практически любое мероприятие, проводимое в воронежском Центре военно-патриотического воспитания «Музей-диорама». И стереотип о том, что молодежь на лекции о героях не затащишь, – у сотрудников учреждения вызывает недоумение. Ведь формула успеха проста: нужно говорить с детьми и подростками на одном языке.

О важной роли Музея-диорамы в деле сохранения патриотического наследия – в материале «Берега».

ВСПОМНИТЬ КАЖДОГО

Под звуки тревожной музыки на белом экране оживают в лицах страницы истории. На нем появляются образы молодогвардейцев, которые в годы Великой Отечественной войны составляли подпольную антифашистскую комсомольскую молодежную организацию. Сейчас этих ребят мало кто помнит в лицо, а уж страницы их биографии – и вовсе знают единицы. Но вот они здесь, в зале Музея-диорамы, ожили в сегодняшнем дне, чтобы рассказать, как противостояли фашизму.

– Когда наступила война, моя жизнь изменилась. Я уже не мог спокойно гулять с друзьями, потому что знал: где-то в окопах мерзнут наши голодные солдаты, поэтому я вступил в «Молодую гвардию», – рассказывает Олег Кошевой. Конечно, не сам. Монолог от имени Кошевого ведет студент юридического техникума.

Четыре истории, звуковое сопровождение, презентация, авторские стихи и интерактив с залом – смена планов позволяет мероприятию разворачиваться динамично, а артистизм самодеятельных актеров и ведущей по-настоящему завораживает, словно ты в настоящем театре и успел занять место в первом ряду.

– Я говорю то, что идет от сердца. Наверное, в этом секрет популярности моих патриотических акций, – объясняет ведущая и автор стихов Елена Смолицкая, которая регулярно проводит в музее встречи со школьниками.

Она, преподаватель Воронежского юридического техникума, открыв в свое время для себя молодогвардейцев, решила: рассказать о них учащимся – ее долг. В Музее-диораме Елену приняли с радостью, ведь работа с теми, кого интересует патриотическая тематика – одно из основных его направлений. Учреждение всегда открыто и для новых идей и проектов, и их реализацию на площадке музея в любое время можно обсудить с директором.

ОТВЕЧАТЬ ЗАПРОСАМ ВРЕМЕНИ

– Мы являемся городским центром патриотического воспитания и понимаем: чтобы оставаться интересными, и прежде всего для молодежи, важно идти в ногу со временем – использовать всевозможные технические формы подачи информации, а также постоянно видоизменять и оживлять нашу работу, – рассказывает директор Музея-диорамы Ольга Яковлева. – Стремимся подать любое мероприятие достойно еще и потому, что наш коллектив – единый механизм, который профессионально занимается своим делом.

С 2017 года мы являемся партнерами Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».

– В Воронеже в течение года проводится колоссальное число мероприятий – начиная от классных часов и заканчивая масштабными тематическими проектами. Все они так или иначе несут в себе элемент патриотического воспитания, – отмечает заместитель руководителя управления культуры Воронежа Валентин Босенко. – И хотя мероприятия с традиционными формами проведения всегда остаются актуальными, тем не менее мы должны отвечать запросам современного общества и стараться их разнообразить. По этому показателю Центр военно-патриотического воспитания «Музей-диорама» однозначно в числе лучших учреждений культуры.

– В Воронеже на сегодняшний день – 52 паспортизированных школьных музея, мы взаимодействуем практически со всеми. Они предоставляют нам свои материалы для составления общих выставочных экспозиций. Дружим со школами и конкретными классами. К примеру, 3 сентября ежегодно по всей стране проводится минута молчания в память о детях, погибших в Беслане. Мы приглашали класс им. Пономарева из школы №22. Это неслучайно. Класс носит имя выпускника этой школы, который получил звание Героя России, сражаясь с террористами, – продолжает заведующая методическим отделом Музея-диорамы Наталия Фурсова. – В наших акциях принимают участие также Центр развития образования и молодежных проектов, общественные организации и детские сады. Причем к каждой аудитории свой подход. Так, для детсадовцев мы предлагаем адаптированную сказку о войне.

– У нас стартовал новый проект «История – новому поколению». Тематические уроки и выставки мы вывозим в отдаленные школы. Сейчас ужесточились правила перевозки детей и мы решили, что можем сами посещать их, – рассказывает заместитель директора Музея-диорамы Виктор Брагин. – Мы уже побывали в Подклетном, Малышево, Сомово, Никольском и других микрорайонах города и небольших населенных пунктах области. Интерес у детей колоссальный. На переменах столпотворение из желающих посмотреть и потрогать оружие!

Нашим брендовым проектом является проведение два раза в год Дней дублера, когда юные экскурсоводы учебных заведений города готовят и проводят экскурсии по залам Музея-диорамы для своих сверстников.

– Вместе со школами мы начали еще один важный проект – «Имена на обелисках». В городе порядка 50 братских могил, где похоронены тысячи советских солдат. О некоторых из них известны только фамилия и инициалы. Мы задались целью узнать хотя бы минимальную информацию о героях. Попросили школы, вузы подключиться. Уже есть определенные результаты. Но работа очень масштабная, мы ее продолжаем, – говорит Фурсова. – Когда работаешь системно и сообща, может открыться совершенно неизвестная ранее информация. В ходе реализации проекта планируется создать базу данных (биографии, фотографии, документы) на каждого из найденных воинов, захороненных в братских могилах города Воронежа.

Это – лишь малый перечень того, чем занимается Музей-диорама, и если перечислить и описать все тематические залы, действующие в учреждении, не хватит и целой газеты, ведь только по открытой экспозиции военной техники на площадке перед музеем можно провести полуторачасовую экскурсию.