На языке детства
В первый день IV детского театрального фестиваля МАРШАК, 27 октября, на сцене Воронежского академического драматического театра им. А.Кольцова прошел премьерный показ спектакля «Чук и Гек». Воронежский спектакль стал единственной премьерой фестиваля.
Настоящий театр должен всегда двигаться вперед, искать новые подходы к зрителю. В этом отношении про Воронежский драматический можно смело сказать, что здесь не боятся экспериментировать – иначе бы не доверили молодому актеру Евгению Баханову, пробующему себя в режиссуре, представлять Кольцовский на фестивале.
Спектакль «Чук и Гек» пришел на большую сцену малого зала драмтеатра из книжного клуба «Петровский». Именно там он впервые был представлен на суд зрителей в несколько другом составе. Сегодняшний «Чук и Гек» – это реновация не только пробного спектакля, но и самого произведения Аркадия Гайдара.
Личность самого главного детского писателя Страны Советов в современном мире стало принято подавать с отрицательным оттенком. Каких ярлыков на него только не вешали – и жестокий убийца, и закоренелый алкоголик, и психически больной человек. Но, к счастью, большинство этих «сенсационных» разоблачений оказались заведомой ложью, и Гайдар все чаще возвращается к своему читателю через театральные подмостки.
– Очень интересная трактовка произведения, – отмечает художественный руководитель театра Владимир Петров. – Ребята сами сделали очень хороший эскиз спектакля с помощью самостоятельно изобретенных театральных средств. У нас теперь есть пьеса именно для семейного просмотра: взрослые люди понимают, чем эта сказка была в советское время, а детям будет интересно проследить за тем, как решается в пространстве и игре актеров сказочная история.
По словам режиссера спектакля Евгения Баханова, сыгравшего Чука, рассказ выстроен Гайдаром абсолютно канонично, по законам сказки: сказочное начало, затем полное приключений путешествие.
В спектакле есть много находок, которые выводят тему сказочного путешествия на первый план. Например, не менее значимыми, чем актеры, в спектакле выступают чемоданы. Они становятся то вагонами поезда, то имитируют стук колес, а то и вовсе один из чемоданов превращается в чихающего сторожа. Или образ детской чистоты, передающийся через снег, которым усыпана сцена, и белую одежду детей.
Мама в спектакле не настоящая – кукольная. Она сама ничего не говорит, ее слова и действия передаются словами автора. Как объясняет Вячеслав Гардер – кукловод мамы и актер, произносящий слова автора – они хотели найти чистый, светлый образ мамы.
– Реальный актер не дал бы той истории, которая у нас в итоге получилась. Нам было важно так называемое мифологическое понимание мамы, – отмечает Вячеслав.
К «Чуку и Геку» в последние годы у многих театров проснулся большой интерес. Так, театральный фестиваль МАРШАК в 2015 году уже видел одну из версий «Чука и Гека» в постановке Новосибирского академического театра «Глобус». Весьма скандальный и совсем не для детей киноспектакль «Чук и Гек» поставил в Александрийском театре Михаил Патласов, превратив красивую сказку в политический памфлет.
Воронежская версия при всем своем стремлении к оригинальности все-таки оставила нам счастливых Чука и Гека, которых создал когда-то Гайдар, потому что несчастливых детей быть не должно. Спектакль логично заканчивается словами автора: «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему».