Газета,
которая объединяет

«Люди перестали улыбаться друг другу!»

Главный психиатр области – об угрозе деменции, женах алкоголиков и настоящей любви
Рубрика: Социум№76 (2248) от
Автор: Ольга Бренер

По данным ВОЗ, сейчас каждый пятый – седьмой человек в мире страдает психическими расстройствами, а каждый второй подвержен риску приобрести их. И это не только шизофрения, психоз и слабоумие, но и все «пограничные психические расстройства»: депрессии и неврозы, химические и психологические зависимости.

А еще есть несчастная любовь, неблагодарные дети и мужья-алкоголики. Или начальник-зверь. В общем, даже не каждый второй, а каждый первый из нас непрерывно находится на передовой линии своих душевных проблем. Главный внештатный психиатр областного департамента здравоохранения Александр Седнев рассказал корреспонденту «Берега», почему выбор – быть или не быть счастливым – зависит исключительно от нас.

ПРО БОЛЕЗНЬ БУДУЩЕГО

– Александр Алексеевич, как вы оцениваете градус психического здоровья воронежцев?

– Он примерно такой же, как и в других больших городах. Стресс, синдром выгорания на работе, человек все меньше спит, все реже наслаждается общением в семье, теряет эмоциональные связи. Плюс зависание в соцсетях и засилие негативных новостей, в том числе фейковых. Количество жителей мегаполисов с пограничным состоянием психики стремительно растет. При этом основные болезни из области, так сказать, «большой психиатрии» – шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, болезнь Альцгеймера – отмечаются примерно у 3% населения, и этот показатель, в отличие от пограничных состояний, почти не меняется и не зависит от размера города или уровня жизни в стране. На первое место среди всех пограничных состояний сейчас выходят депрессии. Не эндогенные, которые протекают по своим определенным законам, а – социальные, которые всегда связаны с эмоциональными и физическими перегрузками. Именно такие депрессии, по научным прогнозам, к 2020 году войдут в первую пятерку заболеваний, которые будут определять нетрудоспособность населения. Это же не просто тоска, «сплин», а угнетение функций всех органов и систем, что грозит привести к «поломке» организма. В целом в Воронежской области около 60 тыс. человек официально лечатся у психиатра. В Воронеже – 27 тысяч. Конечно же, таких людей на самом деле гораздо больше, но редко кто из нас сам дойдет до психиатра, пока не припечет. И до психолога не дойдет. А вот на Западе давно поняли, что регулярно посещать психолога или психотерапевта выгодно.

ПРО СЛАБОУМИЕ И ЗОНУ КОМФОРТА

– Сейчас врачи бьют тревогу по поводу распространения деменции среди пожилых и даже людей среднего возраста. Это тоже отголосок наших стрессов?

– Тема деменции очень обширна. Это не просто патология. Это сегодняшнее несоответствие возможностей человека предъявляемым ему требованиям. Ведь как на Востоке? Сидит себе старик, чай попивает, кивает другому старику или внукам – и все вокруг знают: это аксакал. Не надо ему срочно за квартиру платить или пользоваться личным кабинетом на сайте госуслуг. Старики не поспевают за новым миром с его все возрастающими требованиями. К нам обычно взрослые дети приводят вот таких беспомощных родителей, которых перевезли к себе из деревни и которые в новых условиях начинают терять все навыки, перестают даже узнавать близких.

– Но психиатры как раз в целях профилактики слабоумия и советуют почаще выходить из привычной зоны комфорта, обучаться чему-то новому.

– Это если заниматься иностранными языками, осваивать новую профессию или менять место жительства – именно в целях профилактики. Тогда да, за счет новых знаний и впечатлений укрепляются и развиваются функции мозга. Но если человек уже «не тянет» и на новом месте чувствует беспомощность, то повышенные требования только усиливают его дезадаптацию. Да и эмоциональный фон, к сожалению, между поколениями сейчас стал другим. Теперь дети все чаще просто ухаживают за пожилыми родителями, ни на какие общепонятные темы не общаясь. Люди перестали даже улыбаться друг другу!

ЕЩЕ РАЗ ПРО ЛЮБОВЬ К СЕБЕ

– Давайте о любви. Очень много неврозов зарождается именно в отношениях, когда один слишком нуждается в другом.

– Самодостаточные личности не слишком нуждаются в других. Такая потребность появляется, когда у человека внутри пусто, и это душевное пространство надо чем-то заполнить. И это не о любви, а о зависимости и неврозе. Например, синдром созависимости жен алкоголиков состоит в том, что они не умеют жить своей жизнью и им нужно постоянно о ком-то заботиться. Они ощущают свою значимость от собственной миссии спасения человека. Мол, без меня он «загнется».

– То есть надо встать и уйти, бросив в беде близкого человека, и пусть себе спивается?

– Близкого – это точно? Если люди вместе живут, это еще не значит, что они близки. У такой женщины нет чувства ответственности за свою жизнь. В результате вместо одной загубленной жизни получаются две, а то и больше.

– А если она любит своего мужа-алкоголика?

– Да не может она его любить, потому что в такой ситуации она в первую очередь не любит себя! Любовь – это когда без него может, а с ним ей просто очень хорошо. У меня на приеме был один небедный человек, при должности, но алкоголик. Жена не стала терпеть и ушла от него. Сняла квартиру и начала свою новую жизнь. И этот человек спохватился, понял, что потеряет такую женщину, личность и что надо завязывать с пьянкой и идти к врачу. Эта женщина в итоге спасла две жизни – свою и его. А жалостливая жена алкоголика своей «любовью» только ускоряет его деградацию. Кстати, люди, которые не способны принять и полюбить себя, не смогут ни дарить любовь сами, ни принять ее от другого.

ПЛЮС-МИНУС

– Как же полюбить себя?

– Сначала надо осознать свою уникальность и неповторимость во Вселенной. Со всеми своими плюсами и минусами. С этого принятия себя и начинается стремление стать лучше. Это и есть путь подлинного саморазвития, а не подражания и конкуренции. Путь радости от того, что я есть в этом мире. Это же – и про любовь к другому. Есть замечательная притча про два дерева. Одно росло, впитывало все соки и энергию вокруг и радовалось. А второе было такое задумчивое, тревожное и старалось взять от мира для себя по минимуму, чтоб не отнимать жизненную силу у других. И то дерево, которое радостно наполнялось всеми соками природы, выросло сильным, дало много плодов и тенистой кроны. А дерево, во всем себя обделившее, стало обиженным, злым и корявым.