Ежегодно 30 марта весь мир отмечает День защиты Земли. Не будет нашей планеты – не будет и нас.
Не заплывай – убьет!
Резонансная история столкновения катеров на Воронежском водохранилище около двух часов ночи 31 июля 2016-го, когда пять человек были ранены и один погиб, продолжает добавлять новые факты в историю города. На днях Железнодорожный райсуд Воронежа вынес решение о взыскании с владельца катера компенсации одной из пострадавших.
ДРАМА НА ПИКНИКЕ
Освежим в памяти сюжет этой драмы. Небольшой катер Stingray с тремя мужчинами и тремя женщинами на борту сначала катался по акватории, потом остановился у набережной Массалитинова между Северным и Чернавским мостами. Мотор заглушили и стали «расслабляться». Но пикник оказался недолгим: в них на скорости около 60 км/час влетел катер Crownline. После столкновения находившиеся на Crownline смылись. Сколько человек и в каком состоянии плавали на том судне, осталось тайной.
А на Stingray пострадали все. Ростовчанка Александра 35 лет, которая приехала в гости к своей воронежской подруге Валерии, оставив дома мужа и 10-летнего ребенка, скончалась сразу, остальных увезли в больницу. Валерию 22 лет и Владислава 29 лет подключили к аппаратам искусственного дыхания и несколько месяцев возвращали к жизни.
Виновника долго не могли найти. Родственники пострадавших сами установили, что владельца Crownline стоимостью около 4 млн руб. зовут Сергей Минаков и что он числится безработным.
Когда Минакова нашли, он заявил, что был трезв и просто не заметил, как в хлам разбил другой катер.
Следствие шло долго, подробности его бурно обсуждались в соцсетях. Причем обсуждавшие разделились на два лагеря: одни считали, что порядочная женщина не станет бухать с мужиками ночью на катере, оставив ребенка и мужа дома, а другие с христианским милосердием жалели убитую и тех, кого пытались спасти врачи.
Родственники пострадавших сообщали, что господин Минаков предложил им материальную и моральную компенсацию – «знак доброй воли». Одновременно в СМИ и соцсетях шла кампания по сбору средств на лечение пострадавших. К февралю 2017-го для покалеченной Валерии собрали около миллиона рублей. Она долго была в коме, не помнила последние пять лет своей жизни, и врачи говорили, что уже не вспомнит.
В соцсетях выражали уверенность, что виновный в аварии установлен не будет: мол, если человек не хочет сидеть, правоохранительные органы бессильны.
ЗАЧЕМ ВЫ, ДЕВОЧКИ?..
В августе 2017-го Московское СУ на транспорте СК определило наконец виновников аварии и направило в суд уголовное дело по ч.2 ст.268 УК РФ («Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, повлекшее по неосторожности смерть человека» – до 4 лет отсидки), предъявив обвинение обоим владельцам катеров: Антону Рудометову 28 лет (Stingray) и Сергею Минакову 45 лет (Crownline).
Дело это дало в том же августе такое эхо: московские следователи возбудили уголовное дело против владельца еще одного из катеров. Он катал желающих по воронежскому «морю», и 19 августа в его катер села «контрольная закупка», причем пьяная. А продавец не только не выдал им спасательные жилеты, но и разрешил одному из пьяных порулить катером. За что чуть позже и схлопотал большие проблемы от наблюдавших за этим безобразием надзирающих органов.
Выходило, пьяное катание по нашему «морю» – это не исключительный случай... Ну расслабляются господа, это ж повсеместно так: где ж еще им расслабляться, как не на море? Но тема эта развития не получила, хотя многие считали ее ключевой.
А «ВКонтакте» продолжался сбор средств для Валерии.
В октябре прокуратура огласила в Центральном райсуде Воронежа обвинение: Stingray не включил сигнальные огни, а владелец Crownline, «допуская преступную небрежность, проявил невнимательность и не увидел маломерное судно».
В ноябре сестра Валерии объявила, что сбор средств на ее реабилитацию вновь открыт: после курса в московской клинике у нее появился шанс снова встать на ноги. Но память к ней так и не вернулась, она чувствует себя одинокой и обузой для родных.
В январе этого года СМИ сообщили, что у Валерии открылся талант поэта, и на своей странице в соцсети она выложила стихи; мол, в них много искренних и сильных чувств. Ну, например:
С Новым годом поздравляю, //Счастья, радости желаю.//Звон бокалов, елка, смех,/Свечи, подарки и успех.//Пусть будут рядом близкие, родные,//Чтоб не считали себя ненужными, чужими.
Эта поэзия подействовала не на всех, и циники продолжали рассуждать о дамах, пьющих ночью с мужиками на катере. Однако большинство жалело девушку и стихи ее хвалило.
УСЛОВНАЯ НЕОТВРАТИМОСТЬ
В марте 2018-го Центральный райсуд Воронежа признал виновными обоих обвиняемых. Владелец Stingray получил 3 года условно и на тот же срок лишился права управлять маломерными катерами. А владельца Crownline вообще освободили от ответственности в связи с примирением сторон: он возместил пострадавшим материальный и моральный ущерб.
То есть труп и инвалиды есть, а преступления как бы и нет.
Приговор вызвал бурные обсуждения в соцсетях – со спорами о справедливости и морали, о продажном правосудии. Вспоминали резонансное дело мая 2015-го, когда катер с пьяной компанией врезался в опору железнодорожного моста у санатория имени Горького и сгорел; водитель и двое его пассажиров погибли. У погибшего водителя обнаружено в крови 2,1 промилле – то есть пьян был он в хлам.
А рядом на байдарочной базе занимались ребятишки из детской спортшколы, и за пару минут до взрыва катера под мостом проплывала группа байдарочников.
Но карать было некого, и уголовное дело по ч.3 ст.109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности двум и более лицам») о гибели трех человек в результате взрыва и пожара на катере было прекращено в связи со смертью подозреваемого.
В соцсетях, по обыкновению, хватало злых комментариев: да пусть бы, мол, все эти пьяные уроды поубивались и на воде, и на суше, лишь бы не гробили невинных! А другие были уверены: даже если б пьяный бизнесмен тогда убил пассажиров, а сам остался жив, реальная отсидка вряд ли бы грозила ему – в связи с неизбежным «примирением сторон». И не сомневались, что в нынешней системе такое «примирение» – главная альтернатива справедливости и закону.
ПОЛУЧИТЕ И РАСПИШИТЕСЬ
Вернемся в наступившую осень: одна из потерпевших обратилась в Железнодорожный райсуд с исковым заявлением о возмещении материального вреда, компенсации морального вреда, утраченного заработка. Иск поддержан участвующим в деле прокурором. Решением суда с владельца катера Crownline в пользу потерпевшей взыскан материальный ущерб, компенсация морального вреда и утраченный заработок в размере 1 млн 455 тыс. руб.
Никаких частных определений о необходимости пресечь пьяный купеческий разгул на Воронежском водохранилище суд снова не вынес.
Да и какие тут определения, если пьянка на катере – это как шашлык на берегу речки.