Газета,
которая объединяет

Сказка… на десять лет за решеткой

Мошенничество становится бичом современной экономики и головной болью страховых компаний

Воронежская область внесла свой вклад в неприглядную статистику страховых афер – заняла 16-е место в стране по числу заявлений, направленных в правоохранительные органы.

Эта позиция отражает «достижения» по результатам второго полугодия прошлого года (109 заявлений). Но, по оценкам страховых компаний, количество случаев страхового мошенничества в России ежегодно увеличивается примерно на треть, причем речь только о зарегистрированных данных, реальные показатели гораздо выше. Количество «мошеннических» выплат специалисты оценивают в среднем в 10-15% от всех выплат. По другим данным, потери еще выше.

Деятельность страховых компаний призвана повышать стабильность экономики, стимулировать предпринимательскую деятельность, снижать различные риски и для бизнеса, и для граждан. Между тем откусить от «пирога» страховщиков пытаются многие.

Серьезно страдают от действий страховых мошенников граждане. Всевозможные недобросовестные агенты и посредники продают им «с рук» и через фальшивые интернет-сайты различные «страховки». В результате – ни страховой защиты, ни денег. Специалисты всех уровней – страховщики, представители правоохранительных органов, эксперты – постоянно предупреждают население о явно криминальной природе страхования «на улице». Однако наши граждане продолжают проявлять как излишнюю доверчивость, так и склонность к экономии (не там, где надо): липовые-то страховки гораздо дешевле настоящих.

И сами граждане при случае не прочь оттяпать кусочек от страхового «пирога». Они не считают зазорным требовать у компании страховое возмещение за дорогой застрахованный и якобы украденный гаджет, который был подарен приятелю во время застолья. Или выдать застарелую хроническую болезнь, скрытую при оформлении полиса, за свежее несчастье, то есть страховой случай. Или сломанную в ночном клубе ногу – за производственную травму.

Не прочь поживиться за счет страховых компаний и представители бизнеса. Особенно это проявилось во время кризиса. Пропавшие грузы, сгоревшие склады, полные дорогого товара, ограбления застрахованного магазинчика… Страховые компании наслушались таких баек. Причем многие из подобных хитроумных замыслов легко обнаруживаются на первых подступах: следы поджогов, остатки товаров, подлинность накладных – все это достаточно быстро анализируется.

Так, один из воронежских предпринимателей решил получить в качестве страховой выплаты 20,9 млн руб. за якобы поврежденное имущество. Проверка быстро установила, что предъявленное страховой компании имущество не соответствует характеристикам, указанным в договоре страхования. Последующее расследование выявило, что «поврежденное» оборудование страхователю вовсе не поставлялось. Так что данная сказка тянет на срок до 10 лет лишения свободы по ст.159 УК («Мошенничество»).

Страховое мошенничество – это общественно опасное деяние. «От мошеннических действий страдают, прежде всего, потребители, добросовестные клиенты. Из-за действий мошенников службы безопасности страховых компаний вынуждены усиливать проверки страхователей и на этапе заключения договора, и при урегулировании страхового случая. Отсюда и «бюрократические проволочки»: дополнительные справки, проверки обстоятельств происшествия, проведение дополнительных осмотров и экспертиз. Страховые компании вынуждены идти на такие меры, так как от этого зависит их финансовая устойчивость, а значит, и возможность исполнять обязательства перед страхователями в полном объеме», – указывает юрист Сергей Смирнов.

И власти усиливают меры противодействия страховому мошенничеству. Так, в ноябре прошлого года пленум Верховного суда РФ вынес решение, обязывающее страховые компании подавать на выявленных мошенников заявления в правоохранительные органы. Отделаться нравоучительной беседой аферистам не удастся.