Газета,
которая объединяет

Карточный долг

Журналист «Берега» пытался расплатиться за проезд с помощью терминала
Рубрика: Социум№69 (2241) от
Автор: Лиза Бережная

Неделю назад весь городской общественный транспорт оборудовали терминалами безналичной оплаты. Облегчили ли они жизнь пассажирам и водителям, а также – везде ли функционируют, выяснял наш корреспондент.

Сейчас примерно на каждом третьем автобусе – наклейка с информацией о том, что в транспорте можно расплатиться не только наличными, но и картой. Садимся в маршрут №60Б и едем в направлении микрорайона Придонской. Наличная «касса» – возле водителя, терминал установлен в салоне автобуса. На вопрос, можно ли расплатиться картой, водитель пожимает плечами.

– Не знаю. Попробуйте. Еще никто им не пользовался, – говорит он.

Прикладываю карту: устройство поскрипывает, но чек не выдает. Похоже, для контакта карты и терминала времени требуется чуть больше, чем в магазине. Повторная попытка – чек выползает наружу.

– Удобно или нет? Не знаю. Люди не спрашивают. Лично для меня хорошо: рулишь и не отвлекаешься, а то нанесут мелочи, сиди пересчитывай, – объясняет Сергей.

Все вошедшие расплачиваются монетами и купюрами. Большинство среди пассажиров – молодежь. Обращаюсь к молодому человеку с вопросом: почему он не воспользовался картой? Оказалось, что о терминале в автобусе парень услышал от меня впервые.

В автобусе №17 оплатить картой получается сразу. Водитель даже помогает активировать терминал и рассказывает, как правильно расплатиться.

Следующим «инспектирую» «пазик» маршрута №54. Терминал есть, но водитель, заметив у меня в руках карту, вскакивает с места и выкрикивает: «Не работает!» Я все же прикладываю карту к терминалу. Действительно – молчит. Но подобная проверка явно не нужна водителю: он просит меня, «безденежную» (такая легенда), покинуть автобус…

Жду другую маршрутку №54. Захожу. Устройство установлено в салоне, но снова не работает. Водитель объясняет, что его еще не подключили, и была бы его воля, он вообще их отменил бы – с ними он не может контролировать, расплатился ли пассажир.

В поле зрения попали еще несколько автобусов и маршруток. Так, водитель автобуса №27, пожелавший остаться неизвестным, отметил, что ему неудобна новая система оплаты проезда. По его словам, у людей нет культуры пользования общественным транспортом.

– Входить надо в переднюю дверь, выходить из центральной. А у нас идут как попало. При терминалах начнется цирк, ведь такое устройство есть только рядом с водителем. Да и как тут работать? Вот вы одна расплачиваетесь через терминал и при этом загородили мне правое зеркало, толкучка будет! – говорит водитель. – Если не спрашивают про терминал, я и не предлагаю.

При мне терминалом оплаты не воспользовался ни один пассажир. А по словам водителей, всего пара-тройка человек за смену платят безналом. Похоже, пока воронежцы не готовы отказаться от налички в пользу карт и гаджетов. Да и экономической заинтересованности у них в этом нет. Стоимость проезда по безналу в автобусах та же, что и за наличные рубли. Если эта сумма будет отличаться хотя бы на пару-тройку рублей, то у горожан, возможно, и проснется интерес. Логично, если так и устроится при очередном увеличении тарифа. Хорошо бы в перспективе вообще ввести единый проездной билет, дающий материальные референции.

И явно перевозчикам стоит позаботиться об информированности населения и давать соответствующие сообщения по радио в автобусах (хотя бы для начала в муниципальном транспорте).