Газета,
которая объединяет

Женщина со спичками

Мастерица воссоздает старинные храмы в миниатюре
Рубрика: Культура№69 (2241) от
Автор: Ирина Лазарева

По всей России насчитываются десятки порушенных в разные времена святынь – о некоторых знают и предпринимают попытки по их реставрации, а о других совсем забыли. Жительница Саратовской области Надежда Шилина, часто приезжающая на ярмарки мастеров и этнографические фестивали в Воронежскую область, мечтает восстановить историческую справедливость. Она воссоздает макеты утраченных и разрушающихся храмов и церквей, а также тех, которые однажды мы уже едва не потеряли.

С ИСТОРИЧЕСКОЙ ТОЧНОСТЬЮ

Шпон, спички, зубочистки и любые подручные материалы, например, перловка или гречка. Собрал вместе, покрыл лаком – и готово. Но это только на словах просто: этапу конструирования макета храма или церкви предшествует серьезная документальная работа.

– Здания я воссоздаю, ориентируясь на старые фото, но чаще – и такой подход мне нравится больше – сама еду на место, где стоит храм или церквушка. Смотрю, фотографирую, прикидываю размеры, делаю чертежи. Мне это несложно, так как по специальности я инженер, – рассказывает Надежда Алексеевна. – После такого очного знакомства приступаю к изучению истории объекта. Собираю информацию в интернете, делаю вырезки из газет – на каждый у меня есть досье. И только потом, когда прочувствую всю атмосферу, приступаю к работе. Делаю я их точь-в-точь. У меня полная историческая достоверность. Жалко, что большинство старинных храмов в России практически разрушены, но я очень хочу сохранить их хотя бы в виде макетов.

Работать с деревом Надежда начала несколько лет назад, когда вышла на пенсию. Говорит, что освободилось много времени, а без дела она сидеть не привыкла: тогда-то и решила найти для себя какое-либо хобби. Вспомнила, что во время учебы в школе она неплохо мастерила картины из соломы, но «взрослые» труды ее не впечатлили. Хотелось придать поделкам современный 3D-объем.

– Решила смастерить самый обыкновенный домик из спичек. Вот этот, маленький, выполнен без склейки. Здесь 240 спичек, которые настолько плотно прилегают друг к другу, что скреплять их клеем не требуется, – рассказывает Надежда. – Набив на них руку, я поняла, что у меня должна быть какая-то миссия. Красиво – это, конечно, хорошо, но мало. Так и возникла идея делать макеты существующих храмов и церквей. Но мне не интересны действующие, которые и без того берегут, важнее те, что одиноко стоят в поле, доживая свой век.

СОХРАНИТЬ ИСТОРИЮ И КУЛЬТУРУ

Одна из творческих страниц в биографии Надежды Шилиной связана с Воронежской областью. Наши храмы и церкви настолько прекрасны, что слава о них, по словам мастерицы, разносится далеко за пределами области и даже столицы.

– Одним из моих любимых макетов является церковь святых Бориса и Глеба. Она считается самой древней в Борисоглебске Воронежской области, – рассказывает Надежда Шилина. – Изначально на месте современного храма стояла Павловская крепость, затем – Борисоглебская часовня, позже – деревянная церковь, уже носящая имя тех же святых. У церкви была сложная судьба: ее уничтожали, оскверняли, но она вновь и вновь буквально поднималась из руин.

Современный облик церковь святых Бориса и Глеба получила в 2009 году, тогда же здесь была проведена первая за 90 лет литургия.

– Этот макет у меня купил местный батюшка, когда я была на фестивале «Во славу Бориса и Глеба» в Борисоглебске. Но мне так нравится эта церковь, что хочется ее снова воссоздать. Тем более, в Воронежской области ее так любят, что куда бы я ни приехала, у меня спрашивают: «А церковь Бориса и Глеба покажете?» – улыбается Шилина.

Также среди ее работ есть еще один воронежский храм – церковь Николая Чудотворца, расположенная в с.Тюковка Борисоглебского района. Одна из немногих деревянных, сохранившихся в Воронежской области. Сооружение – 1859 года постройки. В настоящий момент сохранились лишь первые два ряда бревен от восьмигранного барабана на ротонде и резные рамы алтаря. Форму купола, по всей видимости, восстановить уже невозможно.

Воссоздала рукодельница и некий забытый столетний храм Терновского района.

– Грустно оттого, что не все достопримечательности могут сохраниться в оригинале. Но я за то, чтобы наша культура и история не канула в Лету. Как? Благодаря передаче опыта молодежи. Наша задача – воспитать в ней интерес к декоративно-прикладному искусству, – говорит мастерица и берет в руки шпон и инструменты, констатируя: – Очень много работы.