Газета,
которая объединяет

Железный дровосек

Воронежский мастер Александр Ивченко создает парковые скульптуры при помощи обычной бензопилы
Рубрика: Хобби№54 (2226) от
Автор: Наталия Осадчая

В руках умельца бензопила превращается в ювелирный инструмент, после чего начинают происходить настоящие чудеса – трухлявый пень вдруг оборачивается сказочным героем или историческим персонажем. Журналисты «Берега» встретились с мастером парковой скульптуры Александром Ивченко, чтобы узнать секрет: как старое безымянное дерево может обрести неповторимый образ и характер.

СКАЗОЧНЫЕ ИСТОРИИ

– Александр, над чем сейчас работаете?

– Меня пригласили в санаторий им. Дзержинского, где из спиленных аварийных деревьев я создаю две сказочные истории. С руководством санатория мы подобрали полянку, где будут жить сказки: рыцарская и русская «Царевна-лягушка».

Рыцарская сказка – это такая песочница, по бокам которой расположены башня с заточенной в ней принцессой и драконы. У нас с принцессой были проблемы – никак не могли высушить. Как только мы ее выносили на улицу, начинался ливень. Чтобы прекратились дожди, старались ее не выпускать из столярки.

Из старого трухлявого пня я вырезал рыцарский трон, а из пустотелого дерева вышла отличная пушка для защиты замка.

Центральным элементом полянки «Царевна-лягушка» станут качели с главной героиней, будет здесь и Иван-царевич, только что пустивший стрелу, и Кощей Бессмертный, опирающийся на иглу, в которой, как известно, спрятана его смерть.

– И Баба-яга будет?

– Обязательно. Баба-яга – это очень ответственная фигура, потому что все, кто начинает заниматься парковой скульптурой, рано или поздно делают медведя и Бабу-ягу. Это визитная карточка каждого резчика. Нельзя повториться, сделать то, что делали другие. Нужно сказать какое-то новое слово в «бабкаежкаделанье».

РЕЗИНОВАЯ БЕНЗОПИЛА

– Вы действительно создаете все скульптуры при помощи бензопилы? Ведь это очень неповоротливый инструмент.

– Существует такой стереотип, что бензопила – топорный инструмент и ей можно выполнять только прямые пропилы. На самом деле бензопила – инструмент достаточно ювелирный. Позволяет делать очень тонкие, изящные линии.

На международном фестивале «Лукоморье» я получил специальный приз за лучшую деталировку, потому что бензопилой сделал то, что людям не удается сделать резцами.

– Образ будущей скульптуры создается заранее?

– Нет, эскиз только ограничивает. Идет стопроцентное сотрудничество с заготовкой, потому что я работаю преимущественно с деревьями аварийными – с тем материалом, который падает на улицах городов.

Никогда нельзя угадать, что там внутри: может быть, труха, а может, подарок какой-то – особенная текстура, сучок. Все рождается экспромтом. Так, например, аварийная липа, трухлявая изнутри, превратилась в ажурный светильник.

После работы бензопилой остается ворс, поэтому необходим процесс шлифовки, который выполняется болгаркой с лепестковым диском. Затем скульптура пропитывается антисептиком, покрывается лаком, воском, масляной краской.

Практика показывает, что сломать можно все. Самое большое, что сломали из моих изделий – шея дракона в диаметре 30-35 см, поэтому я стараюсь поднимать фигуры на постаменты, фиксировать их с помощью «якоря», укрепленного в земле.

– Александр, на вашей странице «ВКонтакте» сын работает с маленькой бензопилой. Это настоящий инструмент? Не боитесь?

– Бензопила игрушечная, с резиновой цепью. Любимая игрушка у сына. Ему скоро три года, он очень любит «дорабатывать» мои изделия. На нем я тестирую все элементы, которые размещаю на детских площадках.Так, в рыцарском замке должен был жить дракон. Но сын полез в окошки, влез в башню, и я понял, что башня станет интерактивным компонентом, куда дети будут залазить и играть. Кстати, именно эту башню сын самостоятельно отшлифовал наждачной бумагой, с упорством тер ее часа полтора.

Первое слово, которое он сказал, было «др-др». Я тогда создавал свой канал на «Ютубе», и так и назвал его: «Др-Др TV».

«СКУЧНО ДЕЛАТЬ ПРЯМЫЕ ДРОВА»

– Давно вы увлекаетесь резьбой по дереву?

– 10 августа будет юбилей – пять лет, как я работаю бензопилой. Вообще, с деревом связана вся жизнь. Я вырос в тайге, на самом севере Иркутской области, где абсолютно все изготовлено из дерева. Всю жизнь я рисовал, всю жизнь вырезал, детскую художественную школу закончил с отличием.

Дома всегда было много художественных альбомов. В первом классе сидел и перерисовывал эскиз обнаженной натуры, а меня отвели к директору, увидев в тетради голую женщину. Меня же интересовала не нагота, а рисунок человеческого тела, его пластика.

Первую свою фигурку из дерева я сделал года в три. Положил две палки крест-накрест, вбил гвоздь, сказал, что это птица, и подарил маме.

Резьбой по дереву занимался при помощи резцов, но это очень долго. А потом жена подарила мне на день рождения бензопилу.

– Она уже знала, для чего дарит пилу?

– Я хотел попробовать. Когда получил подарок, то был в отпуске и работал вместе с женой-врачом в детском лагере – ездил на «уазике», заготавливал дрова. Я дров пилой наготовил и мне показалось, что скучно делать прямые дрова, и стал делать их кривыми.

Первая скульптура, которую я создал – олененок. На ее изготовление ушел целый день, а сейчас, наверное, за 5-10 минут сделаю.

– Александр, раньше вы работали в журналистике. Не жалеете, что ушли?

– Пятнадцать лет я работал на телевидении в качестве журналиста специального назначения. А в Воронеже попал в пресс-службу гордумы. Оказавшись за офисным столом, понял, что это не мой профиль. Поэтому в парковую скульптуру ушел не скорбя. Я уволился год назад, и у меня с той поры нет ощущения, что я работаю. Правы те, кто советует: преврати хобби в работу, и ты не проработаешь ни одного дня.

– Коллеги говорят, что у вас прихожая в квартире оформлена в виде подводной лодки?

– Да, а вход в каждую комнату – это вход в отдельную каюту. В детской комнате у дочки – Нарния, на кухне – Египет, в спальне – Париж.

«ЛЮДИ УСТАЛИ ОТ ШАПИТО»

– Вы известны и по участию в различных телешоу, фестивалях. Расскажите об этом.

– В прошлом году я стал победителем международного фестиваля парковой скульптуры «Легенды севера». «Лукоморье» я уже упоминал – это очень престижный фестиваль, для российских резчиков он по значимости такой же, как для как спортсменов олимпиада.

В планах этого года – участие в международном фестивале в Томске «Праздник топора», международном фестивале на Алтае и чемпионате России по карвингу на Байкале.

На фестивалях я выступаю в команде. Моего напарника тоже зовут Александр. И предыдущего звали Александр. Поэтому и команда называется «АэроСани».

Знаете, когда я стал ездить на фестивали, то оказалось, что очень проблематично достать флаг Воронежа. Потом нашел фирму, которая изготавливает флаги по индивидуальному заказу, теперь вожу воронежский флаг с собой, обязательно вывешиваю на соревнованиях.

Еще я участвовал в проекте телеканала «Россия 1» «Лига удивительных людей», где был признан победителем по итогам зрительского голосования. За меня зрители отдали более 50% голосов, а остальные распределились между 36 участниками.

Секрет этой победы, я думаю, в том, что люди устали от классического шапито – на том шоу демонстрируются больше цирковые и эстрадные таланты. А я был единственный участник – не шоумен. Привез туда готовую скульптуру женщины, на сцене сделал птицу и поставил ее на место отсутствующей головы у женщины. Мое объяснение было следующим: женщина воспринимает мир не разумом, а чувствами. Затем я облил бензином птицу и поджег. Было эффектно. Когда дерево сырое, бензин выгорает, а с изделием ничего не происходит, становится только лучше.

– Вас приглашали и на футбольный выпуск «Пусть говорят» во время чемпионата мира?

– Очень неожиданно это было. Меня пригласили на передачу как автора «первого памятника Акинфееву». На самом деле история выглядит достаточно прозаичной.

В Воронеже есть спортивная школа №15, расположенная на Машмете. С директором мы познакомились, когда он пришел в городскую Думу, чтобы найти машину и вывезти спиленные деревья. Тогда я и пообщался с ним. Деревья я забрал себе на материал, а директора попросил оставить несколько «пеньков», чтобы создать из них скульптуры.

В день, когда начался чемпионат мира по футболу, я вышел с бензопилой к остаткам тополей у стадиона на Ростовской и выпилил мальчика-вратаря, факел и футбольный мяч. Вратарю был присвоен номер «35» и его тут же окрестили «Акинфеевым», хотя он совсем на него и не похож.

ВОРОНЕЖСКИЙ «ДИСНЕЙЛЕНД»

– Александр, в Воронеже, наверное, у вас от заказов отбоя нет?

– Мне всегда говорят: не ругай чиновников, а то они тебе не будут помогать. Я просто скажу как есть. Я неоднократно пытался добиться, чтобы мне дали реализовать в Воронеже какой-то проект, создавал презентации, визуализацию, различные концепции, но ни разу не получил положительного ответа.

У нас в Воронеже тысячи аварийных деревьев, но люди, наверное, не знают, что такое дерево может быть красивым.

Несколько лет назад у Галереи Чижова срубили вязы. Я часть вязов увез и целое лето вырезал фигуры в сквере у ДК Карла Маркса – хотелось что-то для города сделать. Прежние владельцы здания обещали даже укрепить их. Но потом сменился собственник, там захотели сделать кафе. Выяснилось, что мои фигуры не вписываются в концепцию. Половина скульптур куда-то подевалась, половину сломали. Стоит сейчас там Пегас, на крылья люди вешают пакеты с пивом.

А так меня и в Псков приглашали, и даже на Ямал. Работал в тундре, принимал участие в создании этнографического комплекса.

– Каждый художник мечтает сотворить что-то грандиозное. У вас есть такая мечта?

– Создать в Воронеже что-то вроде «Диснейленда», только деревянного. Когда профессор Владимир Эйтингон писал план стратегического развития Воронежа, он туристическую миссию прописал впереди всякого промышленного развития. Мимо Воронежа по трассе М-4 за сутки проезжает 60 тысяч машин. Их нужно заставить остановиться и посмотреть на что-то необычное. Такой точкой притяжения для туристов и мог бы стать деревянный «Диснейленд».