Газета,
которая объединяет

Перед баллом

Можно ли успешно сдать ЕГЭ без помощи репетиторов?
Рубрика: Социум№36 (2208) от
Автор: Ирина Лазарева

Волна досрочной сдачи экзаменов уже миновала, и сегодня начнется основной этап: с 25 мая – для 9 класса, с 28 – для 11-го. По федеральной статистике, более половины выпускников школ пользуются услугами репетиторов ежегодно. Но можно ли получить хорошую оценку на госэкзамене, не прибегая к занятиям с платным педагогом? Об этом подискутировали репетитор по истории и обществознанию с 15-летним стажем Людмила Тафлинская и учитель русского языка и литературы, заместитель директора МБОУ «Лицей «МОК №2» Наталья Бунтякова.

ЛЮДМИЛА ТАФЛИНСКАЯ: «СОСТАВИТЕЛЕЙ ВОПРОСОВ ЕГЭ НУЖНО ПОРОТЬ»

– Сдать ЕГЭ на высокий балл можно, если есть хороший консультант, – говорит Тафлинская. – Сейчас вопросы экзамена не соответствуют программе, а учебной литературы так много, что ориентироваться в ней очень непросто. Сдавать экзамены нам или нашим родителям было легче: учебник был один и вопросы экзамена соответствовали его содержанию. Теперь все иначе. Ученик, обладающий усидчивостью, силой воли, широким кругозором и грамотностью, если и не нуждается непосредственно в репетиторе, то опытный консультант, который определит правильный круг учебников, подскажет, что главное, а что второстепенное, предложит алгоритм действий, ему все равно необходим.

Я репетиторствую 15 лет, и за эти годы лишь две девочки из обратившихся ко мне занимались самостоятельно, им требовалась только моя консультация. Но это, скорее, исключение из правил. Школа не дает знаний для выполнения заданий ЕГЭ на высокий балл. Дети, которые готовятся без репетиторов, могут максимально заработать только 50-60 баллов на экзамене. Это достоверный факт.

В школе исчерпывающим образом не проходят теоретический материал, не закладывают навыки самостоятельной аналитической работы, которая также требуется при выполнении заданий ЕГЭ. Впрочем, это не зависит от качества и уровня профессионализма учителя. Школьные классы – это 25-30 человек, поэтому у педагогов отсутствует возможность индивидуальной работы. За год даже самый опытный учитель сможет написать с классом всего два-три сочинения и разобрать их.

– Вы говорите, что вопросы ЕГЭ не соответствуют школьной программе. В чем это выражается?

– Я убеждена, что некоторых составителей нужно пороть, поскольку бывает так, что к одному вопросу в тесте возникает еще несколько дополнительных. Например, спрашивали, когда состоялась битва на Косовом поле. Такая формулировка вопроса запутает знающего ребенка, ведь сражений на этом поле было несколько. Или в тестах можно найти вопросы, на которые не в состоянии ответить даже преподаватели вузов. Встречался, к примеру, вопрос о бланкетных постановлениях. Что это такое? Этого не смогли сказать даже практикующие юристы, мне пришлось отправлять запрос в Москву. Также при подготовке к ЕГЭ можно наткнуться на пособия, которые содержат ошибочные суждения. Дети не способны этого увидеть, они свято верят в то, что написано в учебнике.

– Есть мнение, что к репетиторам идут только сильные ученики, потому что в школах – в погоне за удовлетворительной статистикой результатов госэкзамена – в год подготовки к итоговому испытанию больше внимания уделяют отстающим…

– Я думаю, что это совершенно не так. Перед ЕГЭ учителя стремятся как можно больше материала проговорить на уроках, чтобы хотя бы что-то отложилось в голове у детей. Поэтому, опять же, не хватает времени на то, чтобы разбираться с конкретным учеником. Вызывают отвечать тех, кто хорошо знает материал и сам рвется в бой. Получить эффективный результат при таком подходе к делу не получится.

К репетиторам идут те, кто желает творчески заниматься. Я даю каждому ребенку возможность высказаться, вижу, как он мыслит, какие ошибки совершает. После ознакомительного занятия уже знаю, с какого этапа можно начинать работу.

– Часто слышу, что на ЕГЭ «натаскивают», и оценить реальные знания экзамен не позволяет…

– Репетитор – это помощник, мы можем только дать направление и алгоритм действий. ЕГЭ – это хитрый экзамен. «Натаскать» можно только по первой части, где ответ определяется крестиком на полях. А вторая часть требует обстоятельного мышления, которое зачастую должно быть даже не оригинальным, а в том русле, которое предлагают авторы ЕГЭ. Достичь этого трудно даже опытным педагогам. Так что наша задача – раскрыть возможности ученика, показать ему горизонты мышления. ЕГЭ требует умения думать и размышлять.

– Когда лучше начинать занятия с репетитором?

– Сразу после окончания десятого класса или еще раньше. Обычно услуги репетитора востребованы с сентября, но, на мой взгляд, лучше приходить летом. Во-первых, потому что в первый месяц учебы на детей обрушиваются задания школы и репетитора одновременно, и выдержать это непросто. Во-вторых, освоить или восстановить в памяти материал нескольких лет по предмету за девять месяцев объективно тяжело. Года – достаточно.

Историю и обществознание, кстати, считают легкими предметами и думают, что подготовиться к ЕГЭ по ним смогут за месяц. Но это невозможно. Сдать математику, химию, физику – такие предметы, которые связаны с формулами, – готовясь к ним всего пару месяцев, еще более-менее получится. В истории и обществознании важно логическое мышление и выявление причинно-следственных связей, что выработать крайне непросто. Для истории нужна также колоссальная память: иногда требуется знание очень незначительных дат и всемирной истории, которую в школах проходят сикось-накось.

– Репетиторов в нашем городе очень много. Как понять, какой внеклассный педагог отработает свою зарплату качественно?

– Хороший репетитор – недешевый. Он берет на себя огромную ответственность и переживает за результат. За год занятий он должен дать ребенку знания за пять-шесть лет. И это не просто перечитывание параграфов, а сконцентрированный материал, возможно, схематичный, в нем отражено все главное, отброшено незначительное. Но при всем этом хороший специалист должен быть готов проводить занятия в такой форме, чтобы сохранить или привить интерес к предмету.

Нерезультативно заниматься у тех педагогов, которые низко оценивают свой труд. Это означает, что они, скорее всего, не имеют необходимого опыта работы, уровень компетенции таких репетиторов будет вызывать вопросы. Курсы при вузах зачастую – пустая трата времени и денег. Там не берут на себя ответственности за результат и не разбирают допущенные ошибки.

Для хорошего репетитора ЕГЭ – это как Олимпийские игры, где каждое последующее упражнение, равно как усложненный элемент в завершении спортивной программы, оценивается выше. И чем лучше результат у твоего воспитанника, тем теплее на душе.

НАТАЛЬЯ БУНТЯКОВА: «К РЕПЕТИТОРАМ ХОДИТ КАЖДЫЙ ТРЕТИЙ ВЫПУСКНИК»

– От репетиторов можно услышать, что подготовить ученика к ЕГЭ в школах не могут, так как вопросы в тестах госэкзамена выходят за рамки школьной программы, а уровень компетенции педагогов на это не рассчитан. Вы с этим согласны?

– Нет! Не согласна! Материалы экзамена, вопреки устойчивому мнению большинства, не выходят за рамки того, что содержится в учебниках (я говорю только о том, что знаю, – о ЕГЭ по русскому языку и литературе). В школе вполне возможно качественно подготовить ученика к государственному экзамену. И этому я вижу достаточно примеров в моем образовательном учреждении: в МОКе много талантливых и умных детей, которые побеждают во всероссийских олимпиадах и получают хороший балл на экзамене без дополнительной помощи репетитора. Квалифицированный школьный педагог способен подобрать ключик к каждому своему ученику. Он достаточно часто умеет его замотивировать и тем самым повышает уровень знаний. Я, безусловно, говорю о педагогах-профессионалах, людях, любящих свое дело. Поэтому если у ребенка сформировано желание учиться, есть интерес к предмету, упорство, то подготовить его к экзамену не представляет трудности.

Другой вопрос, что не каждый ученик обладает необходимым уровнем самосознания и эффективно использует время на уроке. У учителя – в силу загруженности – не всегда есть возможность объективно проверить уровень осознанности полученных знаний, ведь «осознание» предмета происходит через говорение. А в сегодняшних программах не выделяется на это время, тогда как в советские годы были предусмотрены часы для устной работы с классом. Функция говорения и осознания перешла к репетиторам, именно поэтому у них такое широкое поле деятельности. Занятия с репетитором, как и любые дополнительные занятия, могут улучшить результат ученика, ведь репетитор работает с ребенком индивидуально, а значит, всегда имеет возможность оценить его реальный уровень знаний и эффективно на это реагировать, а ребенок получает возможность «выговориться» по предмету.

– Как часто школьники пользуются услугами репетиторов? Приветствуете ли вы это?

– Мне кажется, к репетиторам ходит каждый третий выпускник. Это очень распространенное явление. Родители нанимают платных педагогов, понимая, что их чадо позволяло себе не учиться в 5-8 классах, и перед ГИА и ЕГЭ им надо наверстать упущенное. Кстати, некоторые родители считают, что деньги – это своего рода волшебная палочка: заплатил – и все будет хорошо. Они забывают, что результат зависит не от количества отданных бумажек, а от усердия и способностей ребенка. Подготовка к экзамену – вдумчивый и серьезный труд, результат которого виден не сразу.

– Мне кажется, далеко не каждый репетитор болеет за результат ученика, некоторым важен только заработок…

– Подготовка к экзамену – это тяжелый хлеб. Репетитор отвечает за результат и деньгами, и репутацией. Грамотный специалист это понимает. Хотя в этой сфере, как и везде, можно нарваться на халтурщиков. От этого никто не застрахован.

– Есть мнение, что ЕГЭ – это такой экзамен, который не предполагает глубоких знаний предмета, и на него можно «натаскать». Что вы думаете по этому поводу?

– Так говорят люди, которые не вникли в суть экзамена. В Воронеже ЕГЭ проходит с 2003 года, и с каждым разом КИМы совершенствуются, из тестов по русскому языку и литературе исчезают глупые и некачественные вопросы. Мне очень нравится этот экзамен тем, что его результаты позволяют детям без лишних стрессов поступать в вузы. Ребята нашего МОКа – одни из первых в рейтинге по стране, они учатся сейчас в самых престижных российских вузах на бюджете.

«Натаскать» на ЕГЭ нельзя. Потому что теперь в тестовой части множественный выбор. Можно познакомить с общей структурой экзамена, повторить какой-то материал или подготовить ребенка психологически. Но это не гарантирует в итоге высокого балла. Если ребенок не учился 11 лет, то он вряд ли получит хорошую отметку. Да, к ЕГЭ относятся по-разному, но я убеждена, что такая форма проверки знаний направлена на системную, планомерную и глубокую работу ученика на протяжении всех 11 лет. И если дети этому будут следовать, то и госэкзамен будут сдавать без проблем. И – репетиторов.