Газета,
которая объединяет

Просто просвещение

Рубрика: Социум№34 (2206) от
Автор: Герман Полтаев

По первому впечатлению, главная реформа кабинета министров заключается в создании министерства просвещения. Реновация бывшего Минобрнауки произошла по функциональному признаку: теперь одно ведомство отвечает, собственно, за науку и высшую школу, а министерству просвещения достались школы и техникумы.

Судя по названию ведомства, государство признало, что школы и техникумы, в общем, к образованию имеют мало отношения. Все, что можно дать детям на этом уровне – это немного просветить их относительно совсем простых вещей: дважды два четыре и «жи»- «ши» пиши с буквой «и».

Историк, профессор ВГУ Михаил Карпачев напомнил нам, что в Советском Союзе с начала 1950-х годов уже было такое разделение, когда Минпрос и Минвуз являлись двумя самостоятельными ведомствами, каждое из которых занималось своим делом, и конфликтов не возникало. Что будет теперь – сказать трудно. Многое, говорит профессор Карпачев, зависит от того, кто возглавит эти министерства.

Конечно, вспоминается и граф Уваров, руководивший Министерством народного просвещения в 1833 1849 годах и прославившийся своим циркуляром: «Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование… совершалось в соединенном духе православия, самодержавия и народности». А вот в Европе эпоха Просвещения толкуется как отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания.

Если новое наше министерство просвещения избавит школьных учителей от необходимости составлять многочисленные, по большей части бессмысленные отчеты и планы, у тех, возможно, хватит времени и сил, чтобы достучаться до разума своих учеников.