Газета,
которая объединяет

Паспорт в цифре

Документы на автомобиль могут стать электронными
Рубрика: Социум№30 (2202) от
Автор: Александр Нечаев

С 1 июля 2018 года в России планируют ввести электронные паспорта транспортного средства (ЭПТС). Это, напомним, главный документ на машину, который подтверждает право владения. Ввод электронной системы уже раз переносили, но скептики и сегодня говорят, что еще ничего не готово и систему в срок не запустить. Но пока официальной информации об отмене или переносе нет.

Так что давайте все-таки исходить из того, что с 1 июля ПТС в России будут электронными. Корреспондент «Берега» разбирается, что такое ЭПТС, как он изменит жизнь автовладельцев и изменит ли вообще.

Просто запись в компьютере

Возможно, кому-то это пока трудно представить, но бумажного ПТС не станет. Его заменит запись в электронной базе данных, включающая информацию о транспортном средстве, владельцах и их количестве, страховых случаях, пройденном техосмотре и другие данные. Доступ к этой базе получат ГИБДД, страховые компании, официальные дилеры и банки – точный список пока неизвестен, но предполагается, что каждая из структур сможет вносить изменения только в свой раздел.

Зачем это нужно? В теории переход на ЭПТС призван сделать максимально прозрачными все операции с автомобилем и достоверность его истории. Особенно это важно при покупке авто на вторичном рынке. С ЭПТС могут уйти в небытие некоторые схемы «развода» покупателей и продавцов, кроме того, в нем может появиться информация о пробеге, так что любителей «скручивать» одометр будет легко вывести на чистую воду.

Уже точно известно, что ЭПТС станет немного дешевле бумажного аналога. Да и удобнее, пожалуй, тоже. Электронный паспорт невозможно потерять, порвать или как-то испортить, а значит, нет и необходимости его восстанавливать. Прощайте, пресловутые дубликаты ПТС – еще одна лазейка для недобросовестных продавцов. Кроме того, в электронную версию может быть последовательно внесено любое количество собственников, тогда как бумажный паспорт необходимо менять, когда в нем заканчивается место.

Цена вопроса

Предполагается, что получать ЭПТС нужно будет в тех же ситуациях, что и сегодня бумажный вариант. А именно: при покупке нового автомобиля, при самостоятельном ввозе автомобиля из-за границы государств – членов ЕАЭС, если ПТС утерян или пришел в негодность или его необходимо заменить.

Соответственно, выдавать новый документ будут ГИБДД, автопроизводители, таможня, возможно, кто-то еще. При покупке новой машины владелец получит автомобиль у дилера уже с электронным паспортом транспортного средства, оформленным организацией-изготовителем. Номер ЭПТС будет прописан в договоре купли-продажи, а сотрудник ГИБДД использует данные из ЭПТС для проведения необходимых регистрационных действий.

С электронным паспортом у автовладельцев получится немного сэкономить. Стоимость оформления ЭПТС составит 600 руб., тогда как за «бумагу» нужно отдать 800 руб. Причем ЭПТС будет «вечным» (во всяком случае, так заявляют разработчики), а традиционный документ нужно менять по мере заполнения всех граф и снова платить 800 руб.

Кроме того, при покупке машины на вторичном рынке и постановке на учет с ЭПТС автовладелец сэкономит 350 руб., которые требовалось бы заплатить за внесение изменений в бумажный ПТС.
Мелочь, а приятно.

Уравнение с неизвестными

Вроде бы электронный ПТС – хорошая идея, но пока непонятно, как будет работать вся эта система. Известно, что у нее будет администратор – АО «Электронный паспорт», которое станет вести базу данных, контролируя ее наполнение. С постановкой на учет владельцев наверняка проблем не будет, эти данные предоставит ГИБДД, только вот где администратор планирует брать информацию о ДТП и пробеге, пока загадка, хотя в «Электронном паспорте» уже заявляли, что готовы за дополнительную плату предоставлять выписки об авто.

Много и других вопросов. Как будет обеспечиваться безопасность? Насколько база ПТС устойчива к взлому? Кто будет контролировать достоверность внесенных данных? Как быть при отсутствии доступа в интернет в регистрационных подразделениях? Про это пока никто сказать ничего не может, хотя все озвученные проблемы очень даже возможны. Особенно велика вероятность взлома и «переписывания» владельцев.

Одно радует – обязательной замены бумажных ПТС не будет. Старыми документами можно будет пользоваться до продажи или утилизации авто, но на новые машины станут оформлять только ЭПТС.

В общем, действуя в столь сжатые сроки, авторы системы могут упустить что-нибудь важное, а проблемы потом придется разгребать водителям.