Газета,
которая объединяет

Фельдшерские «пункты»

Рубрика: Социум№22 (2194) от
Автор: Александр Саубанов

Забастовка воронежских фельдшеров скорой помощи, названная итальянской, оказалась самой скандальной региональной новостью минувшей недели. Казалось бы, какая может быть вообще забастовка в медицине – такие вещи строго запрещает и федеральный закон, и вековые моральные правила!

В конце недели фельдшеры Воронежской городской станции скорой помощи встретились с заместителем руководителя департамента здравоохранения области Олегом Минаковым, чтобы объясниться по этому поводу.

ПРИКАЗЫ И УКАЗЫ

Точнее, Минаков сам пришел (и прессу пригласил) в подвальное помещение переполненного актового зала, пояснив с легким упреком:

– Прочитали в прессе о забастовке и были уверены, что последуют обращения протестующих в департамент. Не дождались.

Судя по упомянутым сообщениям прессы, в забастовке участвовало порядка 50 человек. Многие из них находились в зале и во время разговора подчеркивали, что не игнорировали выезды по вызовам. Просто отказывались «выходить на линию» в «малокомплектном экипаже». Перед началом смены писали об этом официальное заявление.

Происходящее действительно напоминает «итальянскую забастовку», заключающуюся в предельно строгом исполнении своих должностных обязанностей. В приказе Минздрава № 388н сказано: «Общепрофильная фельдшерская выездная бригада скорой медицинской помощи включает либо двух фельдшеров скорой медицинской помощи и водителя, либо фельдшера скорой медицинской помощи, медицинскую сестру и водителя». Поэтому, как утверждают инициаторы, выезд в одиночку – нарушение норматива.

– В приказе нет прямого запрета на одиночный выезд, – уточнил замруководителя департамента. – Да, качество услуги в этом случае действительно ухудшается. Но она так или иначе оказывается – и это критически важно.

Но истинная слабость позиции забастовщиков в том, что их акция началась в разгар заболеваемости гриппом – и уже одним этим стала похожа на шантаж.

СТАВКИ СДЕЛАНЫ

Чего ради пошли медики на невиданную акцию?

– Чтобы выйти на уровень зарплаты в 27-30 тысяч рублей, фельдшеры работают на 1,5 ставки в одиночку. Сегодняшний протест – следствие профессионального выгорания и усталости. Мы хотим работать по КЗоТу и получать среднюю зарплату по региону, – сказал фельдшер Михаил.

Сегодня оклад фельдшера – 7 460 рублей. Разного рода надбавки – за вредность, интенсивность, ночную работу – увеличивают зарплату на 125%. Но лишь доплаты за одиночный выезд (80% от оклада) позволяют дотянуть до «майского» уровня оплаты труда.

Потому-то с переработками фельдшеры до сих пор мирились. Но в январе прибавили зарплату младшему медицинскому персоналу, подтянув ее к среднерегиональной – и оказалось, что санитар стал получать больше фельдшера даже без всяких переработок.

«У ВАС ДЕНЕГ – ЗАВАЛИСЬ»

Именно осознание несправедливости стало детонатором вспышки протеста. Все копившиеся недоумения и обиды, которые обсуждались на задворках подстанций, выплеснулись в публичное пространство.

– Я заполнял бумаги, а наркоманка меня сзади – по голове бутылкой! Загремел в больницу с сотрясением, а полиция говорит – нет состава преступления! – высказался фельдшер с задних рядов.

– Во мне 43 килограмма веса, как я могу в одиночку тащить больного или отбиваться от неадекватов? – девушка встала с кресла, и собрание с интересом поглядывало на местную Дюймовочку.

– А люди, насмотревшись телевизора, чуть не попрекают: у вас, медиков, теперь денег – завались!

Высказались на собрании и водители, которые «вынуждены после смены заниматься ремонтом», и диспетчеры, у которых тоже возросли нагрузки. При этом собрание не переходило в митинг, не было гвалта, выступали пусть эмоционально, но без крика. И диалог в целом состоялся.

На станции с сегодняшнего дня будет работать комиссия финансистов – возможно, она поможет выявить какие-то резервы повышения зарплаты. Но радикально проблему не решит: фонд оплаты труда на «скорой» и так составляет 80%. Основная проблема уходит за пределы компетенции региональной власти и в идеале должна решиться так: увеличатся зарплаты всех россиян – возрастут фонды медстрахования, и доходы поднимутся у всех медиков. Но это в идеале.