Газета,
которая объединяет

НеШУТочная профессия

Корреспондент «Берега» раскрыл секреты кукловодства
Рубрика: Культура№22 (2194) от
Автор: Ирина Лазарева

Для многих театр кукол – это целая эпоха: место, куда ходят поколениями. А начинается он не с вешалки, а с веселых игр и интересной истории. Здесь царит атмосфера таинства, чуда и сказки. Поэтому даже самому взрослому зрителю всегда любопытно, как оживают главные актеры этого театра – куклы.

Наш корреспондент побывал за кулисами Театра кукол «Шут» и узнал, каково это: быть в нем не зрителем.

ВЗАИМНЫЙ ДИАЛОГ

– Различают несколько видов кукол. Планшетные, или «планшетки», относительно просты в управлении. Это куклы, у которых есть ноги, они работают, стоя на какой-либо поверхности. Их микродвижения контролировать проще, чем, например, у тростевых кукол, где нужно следить не только за движением рук, ног, туловища и головы, но и за тем, как кукла моргает, улыбается, хмурится, – рассказывает мне актер Театра кукол «Шут» Владислав Ефанов. – А куклами-марионетками приходится управлять сверху, и это, пожалуй, самое непростое в нашем деле. Хотя мы, актеры, уже обладаем каким-то 3D-зрением и знаем, какая эмоция будет на лице куклы, если мы потянем за определенную нитку. Есть также перчаточные куклы, с ними справится и первокурсник.

За сценой – «команда» спектакля «Белый Бим Черное ухо», именно его сегодня показывают в театре. Конечно, здесь – никаких перчаточных кукол нет. Только тростевые и планшетные.

– Попробуем с этой, – продолжает Ефанов и берет Толика, которому вот-вот выходить к зрителю. Толик в руках артиста оживает. Пальцы филигранно перебирают струнки, и кукла выдает разные эмоции.

Моя очередь.

Толик вряд ли бы захотел себе такого кукловода. Со мной у него не получается сделать и шагу.

– Рука кукольника – душа куклы. С помощью своей души я оживляю куклу, и она двигается, смотрит, дышит. Она, как человек, выполняет все микродвижения. Даже если кукла задумалась и сидит неподвижно, то она нет-нет да и моргнет. Если она перестала моргать, то она умерла. Этого нельзя допустить. Человек же всегда в действии. Все это читается, – продолжает Владислав, пока я пытаюсь понять, с какой стороны подступиться к кукле.

– Ну давай же, пожалуйста! – почти выкрикиваю я. И Толик меня услышал. Два шага мы сделали.

Раньше меня удивляло, когда артисты признавались в интервью, что разговаривают с куклами или со сценой, просят у них взаимного диалога. Или, того интересней – гладят их, целуют. Раньше я бы сказала, что это суеверия. Но сейчас, когда попробовала сама, я, кажется, убедилась, что это работает. Я попросила Толю – и он пошел. Мы не стали единым целым, как принято говорить у артистов театра кукол, но диалог у нас получился.

ВМЕСТО ИГРИВОЙ СОБАКИ – ЗВЕРИНЫЙ ОСКАЛ

Теперь Бим. Владислав демонстрирует мне, как пес может бегать, весело махая хвостом, играть в мяч, прыгать, сидеть, лежать, жалобно смотреть… Все действия совершаются буквально за секунду, и Ефанову это не составляет особого труда.

Пытаюсь повторить. Но от игривого пса не остается и следа. Я потянула что-то, и Бим изобразил волчий оскал. Наверное, не любит бывать в неумелых руках.

Но я не останавливаюсь, продолжаю. И вот Бим вроде бы выписывает круги по столу. И мне кажется, что у меня выходит неплохо. Но Влад спускает меня с небес на землю.

– Все должно быть на уровне. А у тебя, смотри: одна лапа поджата, другая – в воздухе, третья – не двигается! (Смеемся – прим. авт.)

Берем тростевую куклу. Но тут сразу не задалось.

– Эту куклу нужно держать над собой и только с трех позиций, – Владислав показывает их. – Они называются первая, вторая и третья. А у тебя – нулевая!

С позициями я разобралась. А вот с техникой управления тростевой куклой – не получилось (хотя что вообще у меня получилось? – ирония авт.).

– Со стороны кажется, что все просто: раз-два и готово. А на деле – вовсе не так, – оправдываю свои неудачи.

– Выше нос, – подбадривает Ефанов. – Я учился этому четыре года, а ты только час.

– А что главное в твоей профессии?

– Чтобы зрители кайфанули. А для этого надо, чтобы и актеры кайфанули. Тогда получится история – со своим сюжетом, настроением, со своей моралью. Пальцы должны не просто работать, а чувствовать каждую мелочь. Но важно не только это. Кукольное мастерство – это коллективное творчество. Одна какая-то кукла, например, живет только потому, что ее водят несколько человек. И тут важно, чтобы все дышали в одном ритме. От этого даже мурашки по коже идут. Это приходит не сразу, а через колоссальный труд.