Газета,
которая объединяет

Пограничное состояние

Врач-суицидолог – об одиночестве подростков, буллинге и родительском перфекционизме
Рубрика: Социум№18 (2190) от
Автор: Ольга Бренер

По данным ВОЗ, Россия находится на третьем месте в мире по количеству самоубийств и на первом месте – по их числу среди молодых людей 13-22 лет. Почему современные школьники все чаще оказываются у последней черты и готовы свести счеты с жизнью? Как распознать такое состояние души у своего ученика, ребенка, друга и помочь избежать фатального поступка?

В этих вопросах читателям «Берега» помогает разобраться внештатный суицидолог областного департамента здравоохранения, кандидат психологических наук, доцент кафедры психиатрии и неврологии ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, директор АНО ДПО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки» Татьяна Хабарова.

– Татьяна Юрьевна, проблема сведения счетов с жизнью стара как мир. Что вас особенно настораживает в этом явлении сегодня?

– То, что на каждый завершенный суицид в России приходится 20 суицидальных попыток. То есть группа риска значительно шире статистики уже состоявшейся трагедии. И лишь пятая часть подростков, решивших свести счеты с жизнью, имеет клинические отклонения в психике. А в подавляющем большинстве это ребята, застрявшие в своих глубоко личных проблемах, находящиеся в депрессивном состоянии, часто не диагностированном. И 15 процентов среди самоубийц – психически здоровые люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

– Какие сейчас самые распространенные причины подросткового суицида?

– Считаю важным акцентировать внимание на роли микросоциальных факторов, потому что вся повседневность непосредственно протекает в этой микросоциальной среде. На первом месте среди факторов суицидального риска – семейные конфликты, и как ни парадоксально – при формально благополучной семье. Это, в частности, родительский перфекционизм, то есть завышенные требования родителей по отношению к ребенку. И если ребенок не выполняет требований родителей, за этим следуют, как правило, реакции избегания наказания, которое в том числе может трансформироваться в суицидальные мысли и действия.

Также это, безусловно, антипод благополучной семье – неблагополучные семьи. Семейные конфликты в таких семьях имеют иную природу, иной характер, иные проявления. Как правило, это семьи, в которых дети становятся объектами психологического, физического и иного насилия. Трудности семейные сочетаются с проблемами в школе и вкупе приводят к нарастанию внутреннего напряжения. И как результат – суицидальные действия с мотивами протеста или мести.

И, конечно, очень важно акцентировать внимание на таком факторе, как буллинг, или групповое преследование, травля, психологическое насилие со стороны одноклассников. При недооценке тяжести психического состояния подростка со стороны родителей, педагогов буллинг может стать причиной суицида, чаще демонстративного – как мотив призыва: «Обратите на меня внимание – мне невыносимо плохо!»

Этот факт может проиллюстрировать драматичный случай, произошедший в одной из образовательных организаций. На перемене девочка открыла окно и выпрыгнула с третьего этажа. От трагедии ее спасли лишь внешние перекрытия здания. Школьница застряла в них и не разбилась. Когда после несостоявшегося суицида психиатр спросил ее о причинах такого поступка, она ответила: «Я хотела, чтобы они замолчали!» Оказалось, что на протяжении долгого времени одноклассники дразнили девочку и всячески издевались над ней, но со стороны эта атмосфера не привлекла внимания взрослых.

Или еще пример: девочка, 16 лет, проживает с бабушкой, отцом и его сожительницей. Отношения с мачехой сложные. Родная мама живет неподалеку, страдает алкогольной зависимостью. Старшая сестра работает танцовщицей. Знакомые ребята часто называют девочку «дочь алкоголички», «сестра проститутки». В беседе с двоюродной сестрой девочка неоднократно говорила о том, что хочет «наглотаться таблеток».

– Если ситуация с ребенком настораживает, что предпринять?

– Помочь можно только в том случае, если в плане собственного самочувствия вы находитесь на ступеньку выше, чем тот человек, который пребывает в депрессии, в отчаянии, в апатии. Дело в том, что человек, который находится в кризисе, не может позаботиться о себе должным образом, не может получить то, что ему нужно – удовлетворить самую важную свою потребность. ВЕДЬ СУИЦИД – ЭТО ПРОСТО ПРИЗНАНИЕ СВОЕГО БЕССИЛИЯ И ПОРАЖЕНИЯ.

Поэтому худшее, что можно сделать в этой ситуации – стыдить, обвинять, призывать к совести. Все это обращено к разуму, а человек – в кризисе, он исключительно «в чувствах сидит», причем в чувствах отрицательных, как капкан, держащий в своих тисках. Кроме того, очень важно открыто не «спасательствовать» – эта позиция вызывает резкий протест и отторжение. Таким людям нужно, чтобы их заметили, услышали, поняли, что с ними происходит.

Также следует отметить, что невозможно помочь человеку, не принимая во внимание все обстоятельства, которые вызвали у него такое состояние, подтолкнули к мысли о суициде. Отношения в семье, в классе, в личной сфере (с противоположным полом), отношение к самому себе – самооценка, сопутствующие обстоятельства, то есть, что случилось накануне, что происходило в последние месяцы. Желательно про все это узнавать, тогда будет больше шансов эффективно помогать суициденту.

Еще одна точка приложения наших сил, нашего внимания – это окружение подростка. Было бы здорово узнать, кто для него является авторитетной фигурой, кого он по-настоящему любит, кто для него значим? Если вы будете представлять, кто окружает человека и к кому он искренне привязан, – это будет мощным ресурсом.

– Так как же быть?

– Понять и принять его реальность. Очень важно в это время общаться честно. Можно спросить напрямую: «При каком условии ты останешься жить? Что должно произойти, чтобы ты этого не сделал?» Так вы даете возможность ОЗВУЧИТЬ то, что у него «проживает» внутри, а значит, выпустить, снизить градус страха, напряжения, боли, отчаяния. И когда он это проговорит вслух – желание жить усилится в нем, а нежелание жить – уменьшится. Ведь в суициде много одиночества, и подростку важно дать понять, что он не один в своей ситуации.

Еще есть хороший способ уже профилактики суицидальных состояний – это помощь другим людям. Например, посещение детского хосписа на базе областной детской клинической больницы №2, волонтерская помощь для многих становится колоссальным переворотом мировоззрения, помогает осознать ценность любой – в том числе и своей – жизни.