Газета,
которая объединяет

Глазами прошлого – о будущем

Фильм о воронежской трагедии отправится на зарубежные фестивали
Рубрика: Культура№5 (2177) от
Автор: Ирина Лазарева

Именно после трагических событий 13 июня 1942 года в городе поселился настоящий страх: дети, погибшие во время бомбежки в саду Пионеров, стали первыми массовыми жертвами Великой Отечественной войны среди мирного населения Воронежа. Этому эпизоду посвящен фильм известного режиссера театра и кино под псевдонимом Эл Эрсбурн (Елены Родиной). Задача – рассказать новым поколениям о трагедии и увековечить память о жертвах войны, а также призвать к решению современных проблем.

Брак и качество

– Идея проекта принадлежит Воронежскому филиалу Союза архитекторов России. Ко мне обратился мой научный руководитель (Елена – уроженка Воронежа, по первому образованию архитектор – прим. авт.) Валентин Глебович Фролов и попросил создать фильм, который в дальнейшем помог бы инициировать появление достойного памятника погибшим пионерам, – рассказывает Эл Эрсбурн. – Я, к своему стыду, очень мало знала об этом событии: когда я училась в школе, о нем как будто бы замалчивалось. Но поколения должны знать о трагедии в саду Пионеров, меня заинтересовала идея. Елена Авдеева, председатель организации «Общие дети», помогла мне заполнить все бумаги на грант в департамент культуры Воронежской области. В ноябре я его получила и приступила к исследованию.

Работать режиссеру пришлось в жестких условиях. Выделенный грант составил всего 100 тыс. руб. К счастью, откликнулись спонсоры-предприниматели и некоторые чиновники. Но средств все равно не хватало. К слову, только архивные съемки о пионерах, которые были необходимы для выпуска ленты, доступны по цене 1 сек/90 руб. Фильм строится на воспоминаниях очевидцев и архивной съемке старого Воронежа.

Эл трудилась на чистом энтузиазме, в то время как операторы требовали за работу серьезные деньги.

– Может быть, я в некотором смысле избалована. Это мой первый фильм, снятый в России! Но я привыкла, что если человек просит за работу деньги, он этих денег стоит. За рубежом – так. И я уверена в результате. Правда, фильм «Воронеж: 13 июня 1942» снят с техническими недочетами. Из-за этого пришлось многое вырезать. Особенно было жалко детей, которые выкладывались на съемках, а в итоге на экран не попали. Ошибки до сих пор исправляют коллеги в Нью-Йорке, – продолжает режиссер. – В Воронеже традиции кино нет.

Вывести из тени

«Воронеж: 13 июня 1942» – это не просто фильм-история, а настоящий призыв: помимо всех прочих задач, режиссер поставила цель рассказать о положении брошенных, бездомных и больных детей в регионе сегодня.

– Я хотела создать мост между прошлым и будущим, призвать через катарсис осо­знания трагедии военных лет обратить внимание на ныне живущих детей, нуждающихся в помощи, которых еще можно спасти, – объясняет Эл.

Возрастной ценз фильма – 6+, и Эл с самого начала знала, что будет снимать такую историю, которую можно будет показать детям. И хотя, как уточняет режиссер, трагедия в саду Пионеров – это «жесть, кровь и мясо», способ нашелся.

– В фильме использован поэтический язык. Применены аллегории, символы, метафоры, метод китайского театра теней, язык современного искусства «мультиплекс», хоры, вдохновленные греческой трагедией…

В фильме заложена не только воспитательная, но и ознакомительная идея. Кинолента призвана вывести Воронеж и его военную историю на более масштабный уровень, поскольку в перспективе запланированы демонстрации картины на российских и международных фестивалях.

В конце прошлого года фильм прошел технический показ, но пока еще не завершен и в общем доступе его не найти. В настоящее время Эл переводит титры на три языка (английский, французский, немецкий), затем они должны пройти проверку специалистов-языковедов.

– Я планирую направить завершенную работу на фестивали авторского кино в Америку, страны Европы и Азии, Россию. Главное требование фестивалей – фильм не должен быть нигде показан, – объясняет Эрсбурн.