Газета,
которая объединяет

Беби-театральный бум

Воронежский режиссер Никита Рак рассказал о том, когда можно показывать театр детям
Рубрика: Культура№2 (2174) от
Автор: Ирина Лазарева

В последние годы родители активно спорят – с какого возраста можно вести ребенка в театр и стоит ли вообще это делать? Мол, современное искусство, часто далекое от классического прочтения, а порой и с элементами эротики на сцене – не для детей. У режиссера Воронежского академического театра драмы им.Кольцова Никиты Рака на этот счет свое мнение. О бэби-театре, современном искусстве и задачах родителей в нем режиссер рассказал на открытой лекции, которая состоялась в рамках проекта «Школа Театр».

Раньше – лучше

– Расскажите, в чем разница между детским и взрослым театром?

– Я не разграничиваю понятия «детский театр» и «театр для взрослых», потому что это, на мой взгляд, в корне неправильно. Получается, что дети какие-то недозрители. Не бывает театров для детей или для взрослых, есть спектакли, которые могут быть востребованы аудиторией, принадлежащей к разным возрастным категориям.

Я убежден: любой хороший спектакль, который ставился для детей, будет интересен и взрослым. Равно как и наоборот. Я в семь лет ходил на вечерние спектакли, и я не вырос каким-то неправильным. Моя пятилетняя дочь смотрит сложные вещи и что-то понимает, а что-то нет. Это нормально. Она потом задает мне массу вопросов, на которые я как родитель должен отвечать. И мне кажется, это главное в театре – провокация диалога между маленьким человеком и большим. Но, к сожалению, именно этого обычно и боятся родители, а в итоге у них виноват театр или режиссер.

– В чем это проявляется?

– Говорят, к примеру: «Ой, это не нужно моему ребенку, потому что он у меня потом тако-о-е спросил!» Я не понимаю этого. Ну это твой ребенок, объясни ему! Даже на елку детей приводят, чтобы поспать, а они же потом с вопросами начинают приставать. И все, если это происходит, значит, был плохой спектакль, думают родители.

У меня была такая постановка – по произведению Туве Янссона «Волшебная зима». Сложный, красивый, интересный спектакль, притом – серьезная вещь. Постановка рассказывала детям, что не все в жизни цветочки да бабочки, а что есть, например, смерть. В спектакле есть сцена – похороны бельчонка. Вот тут-то многие родители и возмущались. Но я не считаю, что это показывать нельзя. Дети же должны о грустном откуда-то узнавать. И пусть лучше со сцены, чем в реальности столкнутся с подобным.

Искусство должно, просто обязано говорить о сложных вещах, готовить человека к переживанию сложных чувств. Это такой эмоциональный опыт.

– Нужен ли театральный план в воспитании ребенка?

– Конечно. Но у каждого он должен быть свой. Важно как можно раньше начинать водить детей в театр, потому что это уникальное искусство, в том смысле, что оно условно. А ребенок как никто другой воспринимает эту условность. Ему легче объяснить, почему на сцене стоит столб, а ты должен думать, что это дерево. Или помните историю про Маленького принца? Принц попросил летчика нарисовать барашка. И пока тот рисовал для него конкретного барашка, мальчику не нравилось. Но когда летчик нарисовал ящик и сказал: «Твой барашек там», его это зацепило.

Театр помогает сохранить восприятие неконкретности мира. Сохранить умение смотреть в суть вещи. Это искусство, которое нацелено на диалог.

Порочная практика

– Часто в театр ходят классами. На какие темы нужно говорить со школьниками, чтобы они заинтересовались театром и посещали его по доброй воле, а не потому, что директор сказал?

– На мой взгляд, школьная программа и театр не должны никак соотноситься. Это порочная практика нашего времени. Цель – поставить спектакль по произведению из школьной программы, чтобы затем на постановку приводили классы, – изначально ошибочна. Цель должна быть другой. Я уже говорил об этом. Театр должен объяснять, почему это произведение важно для конкретного человека, что он может извлечь из спектакля.

А походы классами часто ни к чему не приводят. Я помню, нас тоже водили в театр всем классом. И вот выходит учительница и кричит: «Так, сейчас будет сказка, смотреть внимательно, чтобы всем понравилось!» Дети так не любят. Тут важна роль педагога. Бывает, учителя загонят детей в зал, а сами лясы в фойе точат. Меня это возмущает. Ну ты же тут не за этим! Хотя бывают другие учителя. К примеру, на мой спектакль «Метель» приходил класс, и я знаю, что они потом обсуждали его на уроке. В такие моменты понимаешь, что все не зря.

Но театр сегодня требует от людей больших усилий. Надо прийти, купить билет, выстоять очередь в гардероб, найти свое место, при этом телефоном пользоваться нельзя, на паузу спектакль не поставишь…

– Может ли театр победить гаджеты и компьютерные игры?

– Нет, не может. Но и не должен. Это другое. Давно пора понять, что все существует вместе, одно другого не отрицает. У меня тоже есть телефон, но это не мешает мне читать Толстого. Когда я жил в Америке, то плотно «подсел» на комиксы, но это также не мешает мне восхищаться классикой. Просто надо понять, что есть великая классика, а есть какая-то ерунда, и все это одинаково борется за наше внимание.

– Должен ли театральный детский режиссер иметь представление о педагогике? Должен ли он быть родителем?

– Мне кажется, нет. Режиссер никому ничего не должен. Режиссер должен отвечать сам перед собой, сам выстраивать творческие ориентиры и ценности. Но притом необходимо помнить, что ты работаешь с людскими душами и сердцами. И только если ты это понимаешь и чувствуешь, ты точно знаешь, что можно делать в театре, а что нельзя.
Искусство – страшная сила. Психология и педагогика, наверное, могут где-то помочь, но в чем-то могут и помешать.