Газета,
которая объединяет

Водохлеб воронежский

Об особенностях национального чаепития в столице Черноземья
Рубрика: Хобби№93 (2168) от 15 / 12 / 2017
Автор: Ольга Бренер

Сегодня, 15 декабря, производители и любители чая во всем мире отмечают свой Международный день чая. Об особенностях чаепития воронежцев «Берегу» рассказал известный краевед Владимир Елецких – пожалуй, лучший исследователь местных чайных традиций.

Где пили?

– Сто лет назад небольшое количество чайных размещалось на улице Большой Девиченской. Но воронежские гурманы и офицеры были завсегдатаями заведения Дмитрия Афанасьевича Колыбихина на Ново-Московской (ныне Плехановской) улице. На той же улице неплохо существовало трактирное заведение Гордея Павловича Павлова. Пара таких заведений была и на Щепном рынке. Как альтернатива пьяному времяпрепровождению по инициативе «Общества трезвости» в Воронеже были открыты Кольцовская и Никитинская чайные, где порция чая стоила 3 копейки – дешевле, чем в каком-либо другом месте. При них устраивали небольшие библиотеки, можно было поиграть в лото, шашки, домино.

Пузатый многоведерный самоварище Дмитрия Федоровича Савина всегда кипел в доме Тевяшова на Большой Дворянской. После театрального представления воронежцы заходили туда закусить вкусным пирожком.

Кто пил?

– В чайное заведение Савина заглядывали и местные барышни, и юные ловеласы. Появлялись господа офицеры из кадетского корпуса, с шиком затягиваясь ароматными папиросками. Всякое бывало в заведении Савина. Но драки – Боже упаси! За этим бдительно следил жилистый кавказец с орлиным взором и отчего-то вечно хмурый. Поэтому и урядник лишь изредка заходил к Савину горяченького чайку хлебнуть «для сугреву». А когда гимназисты старших классов, например, из 2-й Воронежской мужской гимназии приглашали девушек, например, из женской гимназии Степанцовой отметить какой-либо праздник, то это почти всегда означало – пойти в кондитерскую Тени на углу Садовой и Большой Дворянской. Престижная кондитерская занимала уютное помещение на первом этаже в доме Свирина. Вся молодежь знала, что к первоклассному чаю здесь припасена модная музыка из сверкающей трубы граммофона. Постоянным посетителям разрешалось копаться в фонотеке.

Благотворительное кафе «Чашка чая» было открыто в Воронеже в годы Первой мировой войны. Учредил его в помощь семьям, пострадавшим на войне, городской Дамский кружок.

Как пили?

– Именно в России чай стали разделять на кипяток и заварку. Поэтому в понятие «пара чаю» вкладывался неизменно русский смысл о появлении на столе двух фарфоровых небольших чайников: один с кипятком, а другой с заваренным густым чаем. Отдельно на блюдце подавались сладости и закуски. Если за столом собиралась большая компания, то приносили соответственно «готовый» самовар, «парой» к которому на его верх устанавливался заварочный чайник. А вот «женатый чай» – то есть цельно заваренный и разлитый по стаканам – могли предложить разве что в буфете вокзала или в вагоне поезда.

Разные обычаи существовали при окончании чаепития. Знаком, что гость начаевничался, могло служить перевернутое донышком вверх блюдечко с недогрызенным кусочком рафинаду на нем.

С чем пили?

– И по сей день в ароматный черный чай наши воронежские гурманы обязательно подмешивают душицу, зверобой или чабрец. То ли в генах сидит это давнее пристрастие к своему доморощенному, то ли особо драматичные периоды XX века заложили в воронежцах такую бережливость. Сам я тоже частенько «разбавляю» традиционные чайные сорта настоем из лесных и степных трав. Постепенно горожане приобщились к добавлению в чай молока или пили с лимоном.

Привыкание к чаю в Воронеже шло быстрыми темпами. Сформировалось различие в потреблении чая среди сословий. Дворянство тяготело к дорогим китайским сортам. Иногда из Англии везли в Воронеж лучшие ароматизированные сорта индийского и цейлонского чая. А бедные слои населения покупали низкосортный чай, часто с примесью каких-нибудь добавок.

Кто не пил?

Выражение «воронежские водохлебы» появилось от переселенных сюда с Малороссии черкасов. Жили они обособленно, а обычай русского населения края «гонять чаи» с делом и без дела – просто ради удовольствия – в их глазах был почти преступлением. Черкасы почитали чай за баловство, вот и прозвали воронежцев «водохлебами».