Газета,
которая объединяет

Шиле, Цвейг и все-все-все

Воронежцы познакомились с актуальной европейской кинематографией
Рубрика: Культура№82 (2157) от 03 / 11 / 2017
Автор: Сергей Попов

На днях в кинотеатре «Спартак» показали пять наиболее свежих и резонансных фильмов австрийского производства – в нашем городе состоялся фестиваль «Новое кино Австрии». Ленты представил специальный гость – кинокритик, редактор портала «coolconnections.ru» Вадим Рутковский.

Родная речь

Фестиваль «Новое кино Австрии» проводится в Москве с 2012-го. А до столицы Черноземья он доехал в этом году впервые. Одним из организаторов мероприятия выступил Австрийский культурный форум. Что автоматически сделало проект международным.

Программу, которую увидел Воронеж, москвичи имели возможность оценить еще весной. И, по словам Вадима Рутковского, «на всех фильмах был аншлаг». Охотно верится. Поскольку и у нас на каждый из киносеансов пришел практически полный зал. И это – на фестивале, где демонстрируются отнюдь не распиаренные блокбастеры.

Из пяти полнометражек, составивших фестивальную программу, три – фильмы-биографии: «Стефан Цвейг: прощание с Европой» (режиссер Мария Шрадер), «Эгон Шиле: смерть и дева» (режиссер Дитер Бернер) и «Кестнер и Маленький вторник» (режиссер Вольфганг Мернбергер). Два других фильма – необычные мультижанровые ленты «Где же мы ошиблись?» (режиссер Мари Кройцер) и «Ночь длиною в тысячу часов» (режиссер Виргил Вилдрих).

По одним только названиям можно догадаться, что предложенный воронежскому зрителю материал – не самый простой для восприятия. На широкие массы явно не рассчитанный. Однако же фильм фильму рознь: по факту некоторые ленты оказались чрезвычайно увлекательными и захватывающими. Прочие же – намного более сложными для адекватного восприятия, чем казалось на первый взгляд.
Фильмы хоть и демонстрировались в оригинальной озвучке, но, разумеется, снизу экрана параллельно шли субтитры на русском.

Подобный формат, к слову, намного удачнее сомнительных дубляжей: тут, по крайней мере, можно поймать интонации, оттенки, услышать живую речь персонажей. Здорово, что «Спартак» идет именно по такому пути – уже не впервые кинотеатр показывает фестивальные картины на языке оригиналов.

Тюрьма для художника

«Стефан Цвейг: прощание с Европой» оказался одним из самых непростых фильмов в подборке. Множество неинформативных деталей, намеренная неторопливость действа, обилие недосказанностей. Впрочем, там определенно есть чем проникнуться. Это и атмосфера страшного напряжения, царящего все два часа повествования. И пресловутый «дух времени». И игра «звездного» австрийского актера Йозефа Хадера, исполнившего главную роль. Он, кстати, известен в кинематографическом мире как талантливейший комик. Тем интереснее было увидеть Хадера вне привычного амплуа.

Но вопросы к режиссеру и сценаристам все же остаются. Дело в том, что жизнь Цвейга – сама по себе тот еще фильм: на долю культового писателя выпало столько приключений (как со знаком «плюс», так и со знаком «минус»), что обыграть хотя бы половину символичных фактов – сериала не хватит, не то что фильма. А что мы видим в ленте Марии Шрадер? Заискивающего перед писателем и его супругой мэра, внезапную встречу Цвейга с повзрослевшей дочерью, назойливое внимание окружающих к персоне героя… Не то чтобы мало. Но эмоций явно не хватает.

А вот фильму про Эгона Шиле эмоций как раз не занимать. История жизни, смерти, любви и вдохновения австрийского гения экспрессионизма. Здесь и драматичный эпизод судебного процесса над художником (живописца обвинили в педофилии – за то, что ему позировали чересчур юные натурщицы), и непростые отношения с младшей сестрой, и внезапно возникшая любовь, не менее внезапно закончившаяся женитьбой на другой девушке. Фильм по-европейски красив и элегантен – даже тогда, когда зрителю показывают глубоко больного, готовящегося умереть Эгона Шиле. И его сестру, покупающую за фамильные драгоценности на черном рынке недоступный тогда хинин – ради спасения любимого брата. Да, мы видим, насколько все это было жутко, но режиссер решил нас не мучить излишней достоверностью и демонстрацией особенно неприятных деталей. Честь и хвала.

Ох уж эти дети

Жанр фильма «Где же мы ошиблись?» многие сетевые ресурсы определяют как «драма, комедия». Но комедийных моментов там не так уж и много. А вот «вечных вопросов» – куда больше. Суть в том, что три молодые пары, которые дружат между собой, одновременно решают завести детей. Но при этом не стать хрестоматийными мамашами и папашами, которым ни до чего в мире нет дела, кроме собственного чада. Увы, замысел проваливается с треском: у новоиспеченных родителей теперь только и разговоров, что об органическом питании. А их любовные лодки медленно, но верно бьются о быт. Вот уже и пары распадаются: кто-то уходит от своей половинки, кто-то просто спит с другом «от скуки». Ситуация абсолютно типичная. Если не сказать – архетипическая.

Проблема, однако, в том, что фильм даже не пытается ответить на вопрос «что делать?». Предметного совета (или хотя бы намека) невольно ждешь на протяжении полутора часов. И в итоге уходишь из зала как будто несколько обманутым. Может, это просто картина-предостережение? Вероятно. В любом случае, смотрится она действительно любопытно. Невзирая на некоторые уж очень очевидные и предсказуемые сюжетные ходы.

«Кестнер и Маленький вторник» – трогательная лента о дружбе детского писателя и маленького мальчика, сироты Ханса. Кестнер одно время считал, что лучший ребенок – тот, который существует на бумаге. Герой, то бишь, его произведений. Но все изменилось, когда в дверь дома литератора постучал маленький мальчик Ханс. Прочитавший бестселлер Эриха Кестнера «Эмиль и сыщики» и принесший в подарок любимому писателю шоколадку. Позже этот парень сыграл в немецкой экранизации книги. Он исполнил роль героя по имени Маленький вторник. И больше, пожалуй, о «Кестнере и Маленьком вторнике» говорить ничего не будем. Дабы не лишать будущих зрителей удовольствия созерцания сюжетных перипетий и яркого (хотя и не радостного) финала.

Восстание мертвецов

«Ночь в тысячу часов» соединила в себе целую кучу жанров – тут вам и комедия, и фильм ужасов, и социальное кино. Действо построено на парадоксальном факте: в один прекрасный день в семью «возвращаются» те ее члены, которые вообще-то давно мертвы. Не в виде призраков или привидений. А вполне нормальными живыми людьми – из плоти и крови.

Такой необычный ход позволил не только удерживать на протяжении полутора часов пристальное внимание публики, но и напомнить зрителям чрезвычайно важный для европейцев постулат. А именно – прямую зависимость будущего от прошлого. Фильм изобилует странными (местами – детективными) ходами, которые, однако, отнюдь не кажутся надуманными. Даже учитывая изначальную нереалистичность происходящего.

Дело, впрочем, отнюдь не в реалистичности или странности. Европейское кино, в большинстве случаев, стоит смотреть хотя бы просто ради эстетического удовольствия. Не вдумываясь в хитросплетения сюжета или динамику повествования. Для начала – это просто красиво. Что, согласитесь, уже немало.