Газета,
которая объединяет

«Умные мины» от Старинова

Как «диверсанту №1» удалось из Воронежа взорвать немецкий штаб в Харькове
Рубрика: Судьбы№66 (2141) от 08 / 09 / 2017

В конце 1941 года из Воронежа был произведен первый в истории дистанционный взрыв – на оккупированной немцами территории. В результате уникальной операции советский «диверсант №1» Илья Старинов, создавший радиоуправляемую мину и приведший ее в исполнение, навсегда стал легендой Воронежа.

Когда войска Красной Армии оставляли Харьков, военные разведчики предположили, что в самом красивом доме города – партийном особняке, в котором до войны работал Никита Хрущев, разместится ближайший помощник Гитлера генерал фон Браун.

Разработка спецоперации была поручена военному инженеру, создателю «умных мин», которых не было на вооружении ни в одной стране мира, Илье Старинову.

Чтобы дезориентировать противника, в подвале дома в куче угля заложили «мину-блесну» весом порядка 300 кг. Это был боеприпас, в котором умышленно использовали… сырые батарейки.

Немецкие саперы, обнаружив мину, доложили: дом чист. А сырые батарейки стали хорошим информационным поводом для немецкой пропаганды на тему: русские, мол, воевать не умеют.

Новость о том, что взрыв не состоялся, дошла и до советского командования, и Илья Старинов едва не лишился головы, прежде чем смог осуществить свой план.

Реальная радиоуправляемая мина находилась там же, под кучей угля в подвале особняка, только была закопана на глубину 2 м.
Старинов с командой расположились в помещении Воронежской радиовещательной станции, и ранним утром 14 ноября 1941 года передали сигнал в Харьков на ул.Дзержинского, 17… В подробности спецоперации «Тося» (ТОС – техника особой секретности) не были посвящены даже некоторые исполнители.

Переданный кодовый радиосигнал ничем не отличался от обычного музыкального радиосигнала перерыва. В целях маскировки его заимствовали у иностранной радиостанции.

После взрыва в Харькове на месте дома образовался кратер шириной 17-20 м и глубиной 10 м. По воспоминаниям очевидцев, «на опаленном каштане висел изрешеченный генеральский мундир». Генерал фон Браун и практически все офицеры его штаба погибли.
Немцы были в бешенстве. О ЧП узнал Гитлер. За голову Ильи Старинова была назначена награда в 200 тысяч рейхсмарок.

«Умные мины» советские войска затем использовали в Одессе, под Москвой, Ржевом, Ростовом и Сталинградом. О том, что сигналы о начале взрывов передаются по радио, немецкая разведка догадалась лишь в начале 1942-го. Но наладить свое массовое производство и вооружить ими вермахт немцам так и не удалось.

Ксения ПЕТРОВА