Газета,
которая объединяет

Осторожно, двери закрываются...

Психологической службе пенитенциарной системы России исполняется 25 лет
Рубрика: Социум№63 (2138) от
Автор: Наталия Осадчая

Второго сентября 1992 года приказом МВД России №305 было утверждено Примерное положение о психологической лаборатории исправительно-трудового учреждения. Служба была создана как для работы с сотрудниками, так и спецконтингентом (заключенные, подследственные), потому что и те и другие – люди, находящиеся в особом мире, сложном, противоречивом и часто непредсказуемом.

Корреспондент «Берега» побывал в психологической лаборатории ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области.

– Человек, который решает работать в местах лишения свободы, должен сам понимать, куда он идет – настолько сложный здесь народ, – рассказывает психолог, старший лейтенант внутренней службы Александр Исаев. – Заключенные по сути сами – очень тонкие психологи, они все время проверяют тебя на прочность, ищут слабинку и пытаются тобой манипулировать.

Постоянное общение с представителями криминальной среды требует от человека большой стрессоустойчивости, высоких эмоционально-волевых качеств – иначе не справишься. Способен ли человек работать в столь неспецифических условиях, необходимо понять сразу – прежде чем кандидат будет принят на работу.

Но если сотрудник, отбыв положенное время на работе, оказывается в обычном мире – в кругу семьи, друзей, свободен в передвижениях и принятии решений, то подследственные и заключенные находятся в закрытом мире круглосуточно.

Человек, впервые попавший в места лишения свободы, дезориентирован, испытывает мощнейший стресс. И работу с ним в новых условиях начинает именно психолог.

– От того, как будет проходить адаптация попавшего к нам человека, зависит не только его благополучное пребывание в пенитенциарном заведении, но и поведение в социуме, когда он выйдет на свободу, – считает Исаев. – Нужно максимально верно определить особенности психики человека, его склонности, чтобы знать, в каких условиях его содержать, дать рекомендации сотрудникам о том, как вести себя с этим человеком. Мы не должны сажать в камеру разных по манере поведения людей, криминально зараженных вместе с впервые оступившимися, курящих с некурящими и проч.

Первичная характеристика, данная психологом, становится для заключенного некоей путевкой в дальнейшую жизнь за решеткой. Когда после приговора суда он попадает в колонию, первым с его личным делом знакомится психолог, и в дальнейшей работе с ним служащие опираются именно на выводы, сделанные психологом СИЗО.

– Задача перед нами стоит достаточно сложная: не позволить человеку сломаться. Он должен пройти через тяжелые испытания и не стать озлобленным на весь мир, – отмечает специалист. – Легче, конечно, работать с теми заключенными, у которых есть социальная мотивация – семья, дом на свободе. Поведение так называемых криминально зараженных личностей корректировать сложно – ведь это взрослые люди с устоявшимися взглядами. Такие «авторитеты» могут перетянуть на свою сторону еще не испортившегося человека. И мы должны его защищать от негативного воздействия.

Работа идет индивидуальная и групповая, в случае необходимости разрабатываются специальные коррекционные программы, ведь человек здесь – всегда на пределе, на грани срыва.

– В работе с заключенными важно помнить, что перед тобой прежде всего человек. Да, он преступник, но в первую очередь – человек. И именно психолог может донести до него, что в местах лишения свободы жизнь не заканчивается. Если он поверил тебе, обрел силы, чтобы достойно пройти через испытания, то путь к исправлению станет менее тернистым…