Газета,
которая объединяет

«Отечественная публика – самая строгая»

Известный художник Никас Сафронов – о современном искусстве, пиаре и секретах признания
Рубрика: Культура№59 (2134) от
Автор: Ирина Лазарева

Споры о его творчестве не утихают: кто он – талантливый художник или раскрученная благодаря грамотному пиару звезда от живописи? Одна его работа может стоить несколько десятков тысяч долларов. Но что за этим – истинный профессионализм или модное имя автора? На эти и другие острые вопросы ответил сам Никас Сафронов, который на днях представил выставку своих работ под названием «Избранное» в художественном музее им. Крамского.

Цена таланта

Сафронов не скрывает: его картины действительно стоят дорого: но это – исключительно благодаря стремлению художника к постоянному самосовершенствованию, уверяет он, хотя и само имя привлекает зрителей на выставки.

– Думать обо мне могут что угодно, но я профессионально делаю свою работу. Был такой аукцион, когда никто не знал, какой автор написал картину. И только после того, как она покупалась, человек мог узнать имя художника. И мои картины были одними из самых продаваемых. Это было приятно, – рассказал Никас Сафронов.

Художник привез в столицу Черноземья более 120 авторских работ, выполненных в различных техниках. Среди них – и классические портреты, и пейзажи, и сюжетные композиции в стиле символизма, а также полотна в авторском стиле Dream Vision. Все картины, вошедшие в коллекцию, новые. Шесть лет назад Никас Сафронов уже привозил в Воронеж 80 своих работ, которые вызвали необычайный интерес у публики, но в этот раз художник решил не повторяться и дать воронежским зрителям новую пищу для размышлений в виде новых работ: «Мудрость времени Дали», «Просто весна», «На улицах Саратова» и других.

– Я старался подобрать работы, которые воронежцы еще не видели. Если и будут какие-то совпадения, то они случайны, – объяснил художник.

Встречали как звезду

В день открытия выставки Сафронова сопровождали видные чиновники – первый заместитель председателя регионального правительства Владимир Попов, руководитель департамента культуры Воронежской области Эмилия Сухачева, руководитель управления культуры мэрии Воронежа Андрей Харитонов и другие представители профильных подразделений.

Владимир Попов в своем приветственном слове поблагодарил именитого гостя за приезд в наш город и выразил надежду, что пребывание в Воронеже подарит автору новые творческие идеи. Эмилия Сухачева назвала визит Никаса Сафронова в столицу Черноземья одним из самых ярких событий культурной жизни области.

Впрочем, к подобным приемам знаменитый художник давно привык, ведь ему в любом городе и в любой стране дают зеленый свет, и проблем – в особенности с перевозкой картин-подлинников – не возникает. Но, по словам Никаса, в его работе самое главное – не процесс организации выставок, а обратная связь с теми, кто на выставки приходит.

– Картины пишутся для зрителя. И я буду счастлив, если вам что-то понравится, если вы сможете открыть для себя новое, – сказал мастер.

И скромно добавил, что если зрителям понравится лишь парочка из его работ, то он уже будет счастлив: значит, старался не зря.

Мнение, что все картины известных художников должны быть удачными, по его убеждению – миф.

– Не все мои работы удачны – как и у любого художника, – подтверждает Никас Сафронов. – У Леонардо да Винчи, например, 12 неоконченных картин. Но мы судим о нем только по одной «Джоконде», и этого достаточно, чтобы сказать: он был великим художником. У Айвазовского огромное количество несовершенных полотен. Но есть с десяток, которые позволяют сказать, что он – гений. Саврасов тоже неидеален. Но в сравнении с картинами сегодняшних молодых художников даже самые неудачные произведения Саврасова можно назвать гениальными. А главное – у него есть такая работа, как «Грачи прилетели». Когда меня пытаются «стыдить» за мои студенческие работы, это достаточно странно. Мы все совершенствуемся, идем своим путем.

«Самое главное – мысли»

– А как вы считаете, насколько сегодня актуальна фраза: «Талантам надо помогать, а бездари пробьются сами»?

– Я курирую несколько благотворительных проектов, помогаю талантливым детям-сиротам. На открытии выставки тоже состоялся аукцион, на котором разыграли копию картины с моей доделкой, вырученные средства направлены детям. Я давно занимаюсь благотворительностью, потому что считаю, что фраза, озвученная вами, действительно очень актуальна.

– Как вы оцениваете творчество современных авторов? Кого вы выделяете?

– У молодых художников есть хорошие, профессиональные работы, но есть и «от лукавого». Некоторые считают, что можно особо не париться – набросать на холст краски и тем самым заявить о себе. Или пойти в храм покричать, получить премию Кандинского, «распилить» 20 млн и уехать в Голливуд. Но это не так. У настоящего художника должен быть холст, масло и, что самое главное – мысли. А в какой технике творить – не важно. Главное – делать это профессионально. Ценю ли кого-то? Есть у меня друг – Саша Рукавишников. Он художник и скульптор, как мне кажется, очень талантливый.

– Ваши работы можно увидеть по всему миру. Но в чем ценность именно отечественных выставок?

– Я думаю, если тебя признали на родине, значит, тебя признают везде. Здесь самая циничная и строгая публика. Она точно искушена. И, если ты получил признание в России, это дорогого стоит.