Газета,
которая объединяет

Светлана Сурганова: «Я не поэт, я – авантюрист»

Знаменитая рок-дива рассказала о секретах идеальной фигуры, двойном юбилее и порочных кругах современной музыки
Рубрика: Культура№58 (2133) от

Знаменитая рок-дива рассказала о секретах идеальной фигуры, двойном юбилее и порочных кругах современной музыки
Она перенесла онкологическое заболевание и клиническую смерть. Серию операций. Будучи тяжелобольной, работала над своим проектом, давала концерты, выпустила дебютный альбом. А сегодня, глядя на нее, и не скажешь, что именно на долю этого человека выпали такие испытания…

Сейчас Светлана Сурганова вполне себе попадает в категорию «ведьм»: не стареет, не толстеет, полна энергии: «отжигает» на концертах так, словно у нее внутри – атомная батарейка. И готовится при этом вот-вот отметить свое пятидесятилетие. На рок-фестивале «Чернозем» Светлана Сурганова охотно пообщалась с корреспондентом «Берега» – и разрешила почти все интриги.

«Не бывает пустых залов»

– Светлана, вы находитесь в прекрасной форме и име­ете идеальную фигуру. Наверно, есть какой-то секрет…

– Я уже все секреты раскрыла давно. Их немного – фактически один. Каждый день делаю зарядку Питера Кэлдера. Простая система упражнений, которая была позаимствована у тибетских монахов. До европейцев ее донес этот замечательный автор. Люблю еще покататься по швейцарским горам на горном велосипеде. Но поездки случаются нечасто – раз в год, а то и реже. На что-то большее времени не хватает. Вот, пожалуй, и все секреты красоты. Остальное – все как у всех: текила, пиво (улыбается). Ну и еще, правда, я не курю.

– В следующем году у проекта «Сурганова и оркестр» – юбилей. Значит ли что-то для вас эта дата? Собираетесь ли отмечать, может, чем-то поклонников порадуете?

– В следующем году целых два юбилея: 15 лет проекту «Сурганова и оркестр» и мой личный юбилей – 50 лет. Это ужас какой-то! В такие моменты становится страшно от осознания того, как мало ты успел сделать. Но с другой стороны, понимаешь, что у каждого свой темп и ритм, свои задачи – творческие и жизненные. И раз уж у землян принято отмечать всякие круглые и не очень круглые даты – буду отмечать и я. Мы решили совместить два приятных события – день рождения группы и мою «зрелость». Оба их отпразднуем большим юбилейным туром по стране.

– Вас всегда так тепло встречает публика! Вот, к примеру, и на фестивале «Чернозем» поклонники устроили на выступлении «Сурганова и оркестр» два флешмоба, изготовили огромный баннер с цитатой из вашей песни, принесли цветы, шарики. Вам такой прием нравится?

– Не то слово – это классно! На «Черноземе» я все время переживала за зрителей, которые стояли под палящими лучами солнца, нас-то прикрывал козырек и обдувал ветерок. У вас в Черноземье такое жаркое лето. И из наших питерских болот попасть в такую жару – большой стресс.

– Видимо, вдохновляете вы людей на такие подвиги. Есть ли у вас самой кумиры, образцы, которыми вдохновляетесь вы?

– На каждом этапе жизни – это разные исполнители. Это были: Юрий Антонов, Depeche Mode, конечно же, Вячеслав Бутусов. Он, наверное, вообще мой самый любимый мужчина.

– А вы делите публику на столичную и региональную? Отличаются ли ваши поклонники из Москвы от поклонников с периферии?

– Разделение на столицу и регионы происходит только по финансовому принципу. Это может прекрасно прокомментировать наш директор.

Нужно быть смелым

– В одном из своих интервью вы сказали, что сегодня музыка становится скучной, однообразной, а вокальные приемы – примитивными. Почему это происходит? Не получилось ли так, что виноваты вкусы потребителей, под которые вынуждены подстраиваться музыканты?

– Скорее всего, да, музыканты – заложники ситуации. Сейчас на самом деле очень много талантливых исполнителей. Очень много толковых мелодистов, способных на неординарные, смелые, новаторские решения. Однако выпускающие компании подстраховываются – и идут на поводу у публики. У нас давно образовался такой порочный круг: когда-то давно была искусственно сформирована у зрителя определенная вкусовая линия. Потом она уже стала влиять на производителей музыки. Как разорвать этот порочный круг? Просто. Нужно быть смелым. И еще нужно, чтобы появились люди с хорошим вкусом. Или – с большими деньгами и хорошим вкусом, которые бы могли лоббировать создание интересной, сложной музыки.

– Считаете себя смелой?

– Отчасти да. Я до сих пор уверена в том, что наша музыка совершенно некоммерческая. Мы как будто бы не отсюда. Я говорю так не из кокетства, поверьте, это действительно личное самоощущение.

– Светлана, у вас есть театральный опыт. Как отличаются эти профессии по энергетике общения со зрителем?

– По большому счету – не отличаются. Любое публичное выступление, любой выход на сцену сродни выходу в космос или первому прыжку с парашютом. Это всегда страшно, волнительно, ответственно и, безусловно – с полной отдачей. Таков же и ответ публики. Потому что если ты открыт и отдаешь сполна, то непременно получаешь обратную реакцию. Ну не бывает мертвых залов…

– А как зритель вы любите театр?

– Да! Но я всегда так волнуюсь, когда посещаю театр, поэтому выбираю места поближе к двери, чтобы я смогла выйти и подышать свежим воздухом. Театр как само явление для меня сакрально и настолько мощно, что может довести до панических атак. И даже не важно, какая идет пьеса и что будет происходить на сцене.

– А еще у вас есть свои стихи. По-вашему, текст песни и стихотворение – это одно и то же или нет?

– Я уже очень давно не пишу стихи. И вообще, я не поэт… я – авантюрист.

– В вашем творчестве прослеживается особое отношение к Серебряному веку. Подозреваю, эта любовь привита не школой. Откуда же она?

– От влюбленности, конечно! Но это уже очень личная история…