Газета,
которая объединяет

Мы поедем? Мы помчимся?

Технико-экономическое обоснование поможет столице Черноземья обрести собственное метро
Рубрика: Социум№45 (2120) от
Автор: Наталия Осадчая

На прошлой неделе столицу Черноземья всколыхнула новость: мэрия Воронежа объявила торги на выполнение работ по технико-экономическому обоснованию создания скоростного рельсового пассажирского транспорта на территории Воронежа. Зачем понадобилось объявлять конкурс на создание такого ТЭО и что понадобится городу, чтобы наконец получить свою подземку, рассказал в эксклюзивном интервью «Берегу» исполняющий обязанности руководителя управления строительной политики Владимир Пешков.

– Управление строительной политики выступило, как сказано, «заказчиком по разработке ТЭО создания рельсового транспорта». Речь идет о метро?

– Технико-экономическое обоснование как раз и должно определить, какой вид рельсового транспорта наиболее целесообразен в Воронеже. Есть существенные отличия и в способе строительства, и в самом подвижном составе, и в скорости его движения. Наши коллеги из Японии предложили вариант использования роботизированных поездов без машинистов. Этот вариант тоже будет рассмотрен при разработке ТЭО.
Организации, которая победит в торгах, предстоит проанализировать и обосновать, насколько актуально и экономически выгодно строительство в нашем городе метро, разработать генеральную схему метрополитена с определением очередности строительства.

Необходимо будет установить, какой тип строительства подходит для Воронежа – открытый или закрытый. Открытый, конечно же, дешевле. Но здесь определяющим фактором являются не затраты, а геологические данные. По предварительным оценкам, геология позволяет строить в Воронеже метро мелкого заложения.

ТЭО определит, надземное или подземное метро появится в Воронеже, но, скорее всего, будет выбран комбинированный вариант. Нужно определиться, где пойдет метро над землей, а где под землей, где нужны станции, а где транспортно-пересадочные узлы, какие территории и объекты попадут в отвод метро. Ведь часть объектов недвижимости, если начнется строительство, придется выкупать в муниципальную собственность. Нужно оценить, сколько их. Также будет осуществлена предварительная проработка развития близлежащих территорий – там, где будут располагаться ТПУ и станции.

– В ТЭО будет оцениваться весь город?

– Генеральная схема будет на весь город, но основной упор делается на первую линию строительства. Предполагаем, что эта линия будет идти от Северного микро­района (примерно в районе спорткомплекса «Олимпик») по Московскому проспекту, через железнодорожный вокзал по улице Ленина, далее через Северный мост к больнице «Электроника». Это предположительный маршрут.

Для линий рельсового электротранспорта предполагается использовать имеющуюся эстакаду Северного моста. В обосновании будет определена техническая возможность движения поездов по мосту, указано, какие потребуются переделки – может, дешевле будет построить новую переправу. На этапе рабочего проектирования мост будет обследован детально.

– Но если метро будет строиться открытым способом, что будет с автомобильными дорогами? Город станет в пробках?

– Уже сейчас прорабатываются вопросы создания улиц-дублеров Московского проспекта. К моменту начала строительства метро это будет уже слаженный комплекс взаимосвязанных дорог.

– А где же муниципалитет возьмет деньги на строительство такого сложного объекта, да еще после дорог-дублеров?

– Мэр Александр Гусев на очередной планерке отметил, что ТЭО – это наш шанс получить метро. Невозможно на пальцах обосновать необходимость строительства в городе системы скоростного рельсового транспорта. С ТЭО мы будем понимать, что нам требуется, и тогда гораздо проще будет вести диалог на федеральном уровне.

После того как определим основные технические параметры и ориентировочную стоимость строительства, мы будем презентовать документ в рамках реализации совместного российско-японского проекта по улучшению городской среды Воронежа. Если обоснование подтвердит, что строительство целесообразно, мы будем надеяться на софинансирование от Федерации, потому что всем понятно, что за счет муниципального бюджета такой объект не создать.

Кроме того, мы получим понимание, насколько может участвовать бизнес в проекте, какие форматы муниципально-частного партнерства возможны.

В случае подтверждения финансирования начнется подготовка рабочей документации. Будет детально разрабатываться каждый перегон, каждый из этапов пройдет госэкспертизу, и только потом начнется строительство.

– Сколько предположительно будет станций на первой линии метрополитена?

– Ориентировочно 18. Есть градация: просто станции, транспортно-пересадочные узлы, пересадочные станции. Также в технико-экономическом обосновании будет отражено использование нового для Воронежа принципа транспортно-ориентированного развития. Это как раз то, что предложили нам японские коллеги. В Японии развитие городских территорий идет именно от центров транспорта. Они сводят в одном месте железнодорожный, городской рельсовый транспорт, автомобильные стоянки и создают многофункциональный комплекс, дополненный объектами торговли, развлечений, жильем, офисами, гостиницами. Получается, что в одном здании на первом этаже может быть расположен вокзал, под зданием – станция метро, парковка, выше – торгово-развлекательный центр и т.д. Такой подход дает хороший эффект для городского развития: повышается инвестиционная привлекательность территории, инвестор с большим желанием вкладывает деньги не только в коммерческие проекты, но и в городскую инфраструктуру.

– Справятся ли исполнители с поставленной задачей?

– В условиях конкурса оговаривается, что организация, которая будет разрабатывать ТЭО, обязательно должна иметь опыт по разработке схем городского скоростного транспорта или по выполнению проектно-изыскательских работ на строительство, реконструкцию объектов транспортной инфраструктуры. В России таких организаций много. Есть и воронежские организации, которые принимали участие в проектировании объектов московского метрополитена.

– Воронежу хватит специалистов для строительства метро?

– В Воронеже таких специалистов нет, но в других городах они есть. Московское метро в свое время тоже начинали строить шахтеры из Харькова, которые стали метростроевцами.

– Можете ли вы озвучить сроки, когда Воронеж получит свое метро?

– Давайте не будем загадывать. Только проектирование и прохождение госэкспертизы займет несколько лет. Но мы все верим, что это проект получит реализацию.