Газета,
которая объединяет

От блеска до забвения

В музее им.Крамского открыта выставка произведений Елены Киселевой
Рубрика: Культура№24 (2099) от
Автор: Оксана Мишина

Случай тот, когда ломать голову над заголовком к материалу – никакого смысла: название выставки произведений уроженки Воронежа, художницы с мировым именем Елены Киселевой – «Блеск, забвение и возвращение в свет» – в обобщенном варианте иллюстрирует и творческий путь автора, и концепцию нынешнего показа его работ.

Проходит этот показ в областном художественном музее им.Крамского и является, по сути, единственной возможностью полноценного знакомства воронежцев с колоритной живописью Елены Андреевны, талантов которой хватило бы на нескольких человек.

Умница, красавица, человек высокой культуры, получивший шикарное образование и раннее признание в среде профессионалов-художников… Первая половина жизни Елены Киселевой была восхитительной: в дореволюционной России она по-настоящему блистала, на отлично отучившись в Академии художеств и заслужив похвалу мэтра – Ильи Репина, считавшего Киселеву одной из самых одаренных своих учениц.

По молодости Елена Андреевна активно выставлялась – и всегда с большим успехом. Сотрудничала с редакциями литературных журналов, будучи единственной на тот момент женщиной, удостоенной звания «художник».
Дальше все пошло не так гладко: эмигрировав в 20-х годах во Францию, Киселева не получила поддержки от тамошней художественной среды. Возможно, именно по этой обидной причине работать стала крайне мало, а после смерти сына и вовсе перестала брать в руки кисть. Казалось, творец в ней «кончился» навсегда…

Полоса забвения Елены Киселевой и ее ярчайшего творчества продлилась по 60-е годы прошлого века. И закончилась благодаря неравнодушию и стараниям воронежского искусствоведа, сотрудницы музея Маргариты Луневой, которая «раскрутила» ниточку судьбы художницы, оттолкнувшись от единственного факта: в запасниках музея им. Крамского с 1927 года пребывала знаменитая киселевская «Маруся», сполна дающая представление об уровне автора и его творческой незаурядности. Сама Елена Андреевна считала эту работой лучшей из сделанного…

Сегодня «Маруся» в компании с другими «нетленками» Киселевой встретилась «лицом к лицу» с воронежским зрителем. Интерес которого к творчеству нашей землячки неизменен: прежде ее персональные выставки в Воронеже проходили дважды, в 1968 и в 1978 годах – и неизменно собирали «широкий круг публики».