Газета,
которая объединяет

«Большая часть УК – нарушители»

Почему воронежцы платят за ЖКУ больше, чем ожидалось
Рубрика: Социум№18 (2092) от
Автор: Дмитрий Калядин

После того как люди получили квитанции на оплату услуг ЖКХ за январь 2017 г., различные инстанции завалили жалобами. Мол, вместо обещанного уменьшения расходов на ОДН оплата в целом только увеличилась. Что же произошло в отрасли, которая является зоной постоянного социального напряжения и скандалов? За комментарием «Берег» обратился к руководителю городского отделения ВРОО «Жилищный контроль», консультанту главы городского округа, члену Общественной палаты Воронежа Светлане Кравцовой.

– Действительно, с 1 января 2017 года произошли изменения в расчетах за жилищно-коммунальные услуги. Первая строка в платежном документе раньше звучала как «Содержание и ремонт жилья». Сейчас она видоизменилась и называется «Плата за жилое помещение», – говорит Светлана Юрьевна. – Напомним, структура оплаты жилого помещения включает в себя (в соответствии со ст. 154 ЖК РФ) вознаграждение работ по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в доме, а также холодное, горячее водоснабжение, водоотведение сточных вод на содержание общедомового имущества (ОДН).

Перевод платы на расходы за ОДН в первую строку согласно 176 ФЗ не требовал решения общего собрания собственников. Однако такой перевод должен происходить в соответствии с действующими на 1 ноября 2016 года нормативами, которые установило правительство Воронежской области. Если УК предъявляют объем сверх установленных норм – это, естественно, нарушения со стороны обслуживающих организаций.

– Много ли на сегодняшний день выявлено таких нарушений?

– В рамках проекта «Школа грамотного потребителя» проведен мониторинг первого месяца оплаты, когда ОДН перенесли в первую строку. Также свой мониторинг проводили и воронежские общественники в тех многоквартирных домах, где плата, по общему мнению, была сильно завышена. Выяснилось, что большая часть УК, которые обслуживают 2/3 населения Воронежа, действительно нарушили тот норматив, который установило региональное правительство.

– Как можно было «неправильно» рассчитать первую строку?

– Во-первых, в расчете имеет значение площадь мест общего пользования. Это, к примеру, общая площадь дома, из которой вычитается совокупность площадей жилых и нежилых помещений. Управляющие компании неправильно рассчитывают объем, который предъявляют населению к оплате, завышая площадь мест общего пользования. К примеру, при расчете за горячее водоснабжение УК не «минусуют» площадь чердаков, что должны были бы сделать. Другой пример: рассчитывая стоимость электроэнергии, выставляют в два-три раза больший объем, который не только превышает норматив, но и в принципе не может быть применен к населению. Какие площади при этом принимаются во внимание – загадка!

– Получается, что более прозрачными расчеты не стали?

– Когда принимался закон, предполагалось сделать платежные документы более прозрачными, уменьшить общедомовые расходы, которые предъявлялись населению без учета норматива. На деле оказалось, что здесь все зависит от добросовестности обслуживающей организации. У нас есть такие ТСЖ, которые мы очень часто ставим в пример, у которых расхождения по приборам учета с ресурсоснабжающими организациями составляет 1 куб. м воды в месяц или несколько киловатт-часов, т.е. фактически – цифра в цифру.

Того же нельзя сказать о шестнадцати крупных управляющих компаниях, которые обслуживают 2/3 многоквартирных домов Воронежа, таких как УК «Стройтехника», УК Советского района, УК Ленинского района, УК Коминтерновского района, УК «Бульвар Победы» и т.д. Из-за огромного количества жалоб, поступающих от населения, эти компании постоянно на слуху: именно у них предъявляемый объем не соответствует нормативу, утвержденному в Воронежской области. Это видно из платежных документов. Более того, в этих УК сумма по первой строке в реальности увеличилась не до 100 руб., как это произошло в добросовестных компаниях, а от 100 до 600 руб.

– Есть ли конкретные примеры, когда люди стали платить значительно больше?

– Конечно, есть. Была такая нашумевшая компания УК «Стройтрест 2П», которая обанкротилась и порядка 200 млн руб. не заплатила ресурсоснабжающим организациям. Притом что жильцами в основном все было оплачено. Появилась новая компания, УК «Город», которая объявила себя, так сказать, «преемником» предыдущей организации. В чем же здесь неприятный момент? Непонятно, что это за протоколы общих собраний, на которых жители якобы голосуют за управляющую компанию, где работают все те же сотрудники, которые и ранее обслуживали их дома? Ведь дома не просто обслуживали плохо, их жителям фактически не оказывали никаких услуг: невозможно было найти дворников, уборщиц, никакой технической работы не производилось, лампочки отсутствовали, в подвальных помещениях жили крысы… Это то, что мы выявляли с комиссией, куда входили представители управления ЖКХ, Госжилинспекции, МЧС, общественники.

Понятно, что УК «Город» – это та же компания, только сменившая название. Кроме того, у них на руках были все паспортные данные жильцов. В такой ситуации было легко сымитировать общее собрание жильцов. Люди в руках бюллетени для голосования, похоже, и не держали...

Кто-то стучался в дверь, просил подписать какие-то бумаги… Понятно, что в такой ситуации невозможно досконально изучить протокол собрания жильцов, однако на основании большого количества жалоб можно предположить, что при проведении собраний было нарушено много пунктов законодательства. И вот у этой компании, по сравнению с декабрем 2016 года, увеличение платы только по первой строке составило более 400 руб. Конечно, это существенно бьет по кошелькам людей.

– Что в такой ситуации делать с управляющими компаниями, которые не соблюдают законодательство и установленные нормативы?

– Если УК слишком высоко поднимает плату, выставляя потребителям непомерно раздутые счета, то здесь налицо желание необоснованно обогатиться. Какую дополнительную прибыль компания может получить с управления многоквартирным домом? Только лишь если она недоплатит ресурсным организациям либо сэкономит денежные средства, направленные на обслуживание дома. Гражданам можно и нужно обращаться в правоохранительные органы, прокуратуру. Часто действия работников управляющих компаний при завышении платежей подпадают под статью Уголовного кодекса.

– Будут ли как-то решаться вышеназванные проблемы на законодательном уровне?

– Конечно. Сейчас депутат Государственной Думы Евгений Ревенко вместе с помощниками и сотрудниками региональной приемной обрабатывает поступившую информацию, как от официальных органов, так и конкретные заявления общественников. В том числе он будет использовать и наши данные. После чего депутат выйдет с законодательной инициативой, которая бы позволила навести порядок в вопросе ОДН.

– А на местном уровне?

– Те нарушения, которые общественниками будут обнаружены в платежках за февраль, мы обобщим и направим в Государственную жилищную инспекцию для принятия мер.