Газета,
которая объединяет

«Нам Музы дорого таланты продают…»

Андрей Новиков – о муках выбора, лжи на сцене и трагических судьбах
Рубрика: Судьбы№18 (2092) от
Автор: Ирина Лазарева

В рамках проекта шоу «Театр» 12 марта заслуженный артист Воронежской области, многократный лауреат премии «Итоги сезона», актер Камерного театра Андрей Новиков рассказал желающим связать свое будущее с театральной деятельностью о подводных камнях профессии. Он прочел лекцию под названием «Профессия: актер».

Плата за профессию

– Когда ребята поступают в театральные институты по молодости, я удивляюсь, потому что сложно понять, что их ведет, – начал свою лекцию Новиков. – На моем курсе учились 36 человек, но сейчас в театре работают всего пятеро, включая меня.

При этом артист не скрывает: то, что остальные его сокурсники не работают по специальности, вовсе не означает, что они плохо учились. Напротив – среди них были очень талантливые ребята, которые могли бы дать фору известным хорошим артистам, если бы сделали выбор в пользу актерской профессии. Андрей Новиков считает, что ответ на главный вопрос: «Зачем мне театр?» – важно найти для себя в юном возрасте, иначе потом менять интересы и приоритеты будет непросто.

Еще один момент, который может негативно сказаться на решении, по мнению актера – психическое здоровье.

– Будьте готовы к тому, что придется «раскачивать» свою нервную систему. Чтобы «пробить» зрителя, установить с ним контакт, надо беспощадно растерзывать себя. Неуравновешенные люди могут делать это на раз. Но актерская профессия подразумевает здоровое творчество, а не сценическое сумасшествие, – отметил он. – Вы будете регулярно себя «раскачивать», надо отдавать в этом отчет. Много есть судеб известных актеров, которые из-за этого закончили печально. И вообще, я не знаю ни одной счастливой судьбы актерской. На данный момент мне кажется, что это некая плата за профессию. Чем талантливее актер, тем трагичнее складывается его судьба. Неспроста Николай Батюшков писал: «Нам Музы дорого таланты продают»…

Плата за профессию, по словам артиста, может потребоваться в любой момент – в начале карьеры, в середине пути или в конце жизни. Время, когда начнутся кризисы и черные полосы, приходит, к сожалению, ко всем и неожиданно. Именно поэтому театр должен стать сознательным выбором.

– Дети всегда болеют, разводы в нашей профессии не редкость, родственники умирают и их надо хоронить, а тут бац – и тебе дают роль. Жизнь за пределами театра сложно отсечь. И именно в такие моменты приходится делать выбор. Работа в театре всегда вопреки настоящей жизни, – объяснил Новиков. – А играем мы хорошо именно когда мы несчастны. Когда мы счастливы, нам нечего сказать.

Формула трех «С» и уравнение правды

Но, кроме неправильного выбора, сломать актера или даже убить его как артиста могут еще три вещи. В актерской среде придумана даже специальная формула трех «С» – самолюбие, славолюбие и сребролюбие.

– Если это становится для артиста основным, то он деградирует, – говорит Андрей Новиков. – Актерская профессия подразумевает не что иное, как постоянное развитие себя.

В связи с этим Новиков вспомнил рассказ Куприна «Как я был актером». Фабула такова: писателя ограбили, и на последний рубль он дал телеграмму знакомому с просьбой выслать ему денег. Тот деньги пообещал, но в ответной телеграмме пояснил, что средства придут только через пару недель. Писатель, чтобы хоть как-то прожить это время, устраивается актером в гастрольную труппу, а потом с неимоверным сарказмом раскрывает сущность актерской профессии и нравы ее представителей изнутри. В итоге наглядная яркая картинка: артисты говорили со сцены о великом искусстве, а проживали свою жизнь достаточно пошло.

– Времена, когда актер, проведя в пьянках и оргиях ночь, выходил на сцену и играл роль о чистой любви, прошли. Ни фига не получается теперь – мир изменился, – заметил актер Камерного. – Если я не развиваю себя, не совершенствуюсь как актер, вы мне никогда не поверите. Вы со сцены увидите, что я прожженный алкоголик или непорядочный человек. Я не смогу вас обмануть, потому что наше восприятие утончилось. Актер сегодня должен быть личностью даже на сцене, хотя раньше мог быть просто пустышкой, которая уверенно и четко произносит заученный текст.

Видимо, не случайно режиссер Юрий Бутусов сказал, что ценит в актерах чувство правды.

– Понимаете, я не могу вещать пафосно, зритель сразу замкнется, скажет «фу». Он может даже не понять, в чем дело, но просто почувствует ложь. И хорошо попасть в руки таких режиссеров, которые этой лжи не допускают. Но их, к сожалению, немного, – продолжил Новиков. – Развлекательные театры всегда будут, но мне интересны другие сценические площадки – исследовательские. Театры, в которых изучают мир, себя, других. Но способность человека ощущать правду тоже имеет свойство заканчиваться. Как сохранить эту правду дольше? Ответ один: заниматься собой. Запомните, если начинаете быть довольны своей игрой – уходите со сцены, вы уже ничего не сможете дать ни театру, ни зрителю.

в тему

Андрей Новиков рассказал о своем опыте работы в кино, назвав его странным. Один российский режиссер пригласил его на съемки любопытного фильма. По сюжету он должен был играть директора крупной организации, который два года назад потерял сестру. Потом окажется, что 14-летняя девушка сбежала вместе со своим возлюбленным, а вернулась потому, что у нее закончились деньги. Пока ее не было, мама попала в больницу с инфарктом. Андрей Новиков в «пробной» сцене должен был выяснить, где его сестра все это время пропадала. В итоге он отказался играть в фильме, потому что его взгляды на ситуацию не совпали с режиссерскими: Андрей в своей игре делал акцент на то, что из-за выходки девушки мать попала в больницу, а режиссер хотел увидеть радость от приезда сестры.

это интересно

У английского режиссера Питера Брука есть чудесная сказка, в которой дается ответ на вопрос: «Зачем нужен театр?» Он писал, что Бог, когда создал мир, подумал и сотворил еще театр. Зачем? Это попытались выяснить у него люди. Они пришли к Богу и спросили его прямо об этом. И Бог ответил: «Чтобы вы смогли стать творцами, могли создавать свои миры, в вас тоже есть творческое начало». Они сказали: «Спасибо, Господи», – и пошли прочь. А Бог в уходящие спины промолвил: «А еще театр будет пристанищем для одиноких и пьющих».