Газета,
которая объединяет

Покупательская способность

Как воронежских потребителей приучают к их же правам
Рубрика: от
Автор:

Бесправие покупателя перед продавцом стало уже притчей во языцех. Однако зачастую оно — лишь следствие незнания потребителем своих прав. Ну, а кто-то просто не хочет связываться. Бесспорно одно: подавляющее большинство проблем с нарушением потребительских прав могло бы быть решено самими потребителями.

Для того, чтобы дать воронежцам необходимую информацию, в конференц-зале КП ВО «Воронежкачество» состоялась бесплатная консультация по вопросам защиты прав потребителей, на которую мог прийти любой желающий. Таких желающих набралось более 20 человек.

Выход есть

Что интересовало пришедших за помощью? Прежде всего, информация, касающаяся качества пищевых продуктов. Это и понятно, учитывая, что с данной группой товаров сталкиваться приходится ежедневно. Задавались вопросы и по тому минимуму сведений, которые должны быть указаны на упаковке, о перечне документов, которые продавец обязан предъявить покупателю по первому же его требованию. На них отвечали представители КП ВО «Воронежкачество», а также управления Роспотребнадзора по Воронежской области, общественного учреждения «Гарантия качества» и региональной Общественной палаты.

Ряд претензий касался собственно снижения вкусовых качеств продуктов, реализующихся в торговых сетях. Но на этот вопрос экспертам ответить было нечего: если продукция соответствует стандартам, то повлиять на продавца или производителя возможности нет никакой. Выход один: выбирать из сонма продуктов только те, которые соответствуют вашему представлению о качестве.

Вопросы воронежцев касались не только потребительских свойств и безопасности продуктов питания, которые реализуются в торговых точках города. Сразу у двоих присутствующих обнаружились проблемы с компаниями по производству мебели.

– В договоре о поставке кухонной мебели прописаны сроки гарантии (шесть месяцев) и службы (два года). Проблемы появились через два с половиной года, когда на шкафах перекосились дверцы и «вздулось» покрытие фасадов, – рассказывает покупательница Людмила Лихачева. – Условия эксплуатации не нарушали. Как доказать, что в производстве использовали некачественный материал?

Здесь необходимо провести независимую экспертизу, которую покупатель должен будет оплатить из своего кармана. И если суд встанет на сторону истца, то производитель деньги в итоге вернет. Путь не простой…

Задавались вопросы и по качеству оказания медицинской помощи, по правомерности использования пищевых добавок. Ответы специалистов звучали оптимистично: выходы из противоречивых ситуаций у потребителя имеются всегда.

Проявить активность

– За годы становления потребительского движения в России общество привыкло относиться к потребителю как к непрофессионалу в выборе и приобретении товаров и услуг и стало требовать от законодателя установления для торговли и сферы услуг жестких рамок деятельности, – говорит директор Воронежского областного общественного учреждения «Гарантия качества» Людмила Болгова. – Уже к концу 90-х годов закон «О защите прав потребителей» стал одним из наиболее часто применяемых в России. А по оценке международных экспертов — одним из самых жестких в мире. Но это нормально для страны, только недавно вступившей в рыночные отношения.

Но жесткость законодательства в деле может проявиться только тогда, когда потребитель сам будет иметь желание отстаивать свои права.

– Если вы считаете, что ваши права как потребителей нарушены, вы можете в любой момент позвонить в Роспотребнадзор для проведения внеплановой проверки, – говорит главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей ведомства Екатерина Назинцева. – Ведь согласно законодательству, плановую проверку мы можем проводить не чаще, чем один раз в три года, а заявление потребителя позволяет сразу же выехать на место.

Правда, следует помнить и про такой момент, что в Роспотребнадзоре подобных жалоб – не одна и не две, поэтому придется немного подождать, когда подойдет очередь для реакции на вашу претензию. Но то, что она будет, это однозначно.

Если же есть желание воздействовать на потребителей посредством общественного контроля, то для этого можно позвонить по телефону горячей линии КП ВО «Воронежкачество» (253-22-77) или Воронежского областного общественного учреждения «Гарантия качества» (251-73-67). И не стоит думать, что общественный контроль не дает ничего. По словам Людмилы Болговой, уже известен ряд случаев, когда торговые предприятия разрывали договорные отношения с поставщиками продукции, которая в ходе экспертизы общественными организациями была признана нестандартной...