Газета,
которая объединяет

ФАС уполномочен заявить

Какую сферу экономики региона антимонопольщики считают наиболее проблемной?
Рубрика: Социум№11 (2086) от
Автор: Сергей Марков

В Воронежской области в 2016 г. отмечено резкое снижение количества нарушений антимонопольного законодательства. Чему регион обязан столь позитивной тенденцией? Оказалось, что положительная динамика во многом объясняется общим уменьшением потока жалоб, поступивших в регуправление Федеральной антимонопольной службы (ФАС). О том, в каких сферах экономики уровни конкуренции и дисциплинированности до сих пор оставляют желать лучшего, рассказал на пресс-конференции глава структуры Владимир Рохмистров.

ЖКХ уходит в отрыв

По мнению руководителя управления, серьезное снижение количества жалоб, поступивших в ведомство – явление ожидаемое. Причин такой тенденции в УФАС видят две: внедрение практики выдачи предупреждений допустившим нарушения участникам рынка (взамен более жесткого варианта – возбуждения дела и наложения штрафа), а также – изменение принципа работы с обращениями граждан.

– С 5 января 2016 г. мы не принимаем жалобы от физлиц – теперь спорные случаи, связанные с нарушением прав покупателей, относятся к компетенции Роспотребнадзора, – добавил Владимир Рохмистров. – Все обращения от граждан – например, по поводу деятельности ресурсо­снабжающих организаций – мы пересылаем туда.

Однако и работа антимонопольного ведомства, уверен глава управления, стала качественней – в частности благодаря тому, что ведомство получило возможность сосредоточиться на участниках конкретных товарных рынков. Подобный подход уже принес плоды: количество жалоб на представителей различных отраслей экономики значительно снизилось. Лучше всего позитивную динамику можно проследить на примере рынков нефтепродуктов и страхования – здесь критических обращений стало меньше на 87% и 74% соответственно.

Правда, эти тенденции затронули не все сферы: по некоторым направлениям, наоборот, зафиксирован существенный рост жалоб.

– На рынке водопровод­но-канализационного хозяйства в регионе произошел всплеск обращений: по сравнению с 2015 г. их стало больше на 210%. Такая же тенденция наблюдается и в отношении услуг по техническому присоединению к электросетям – рост обращений составил 74%, – посетовал представитель ведомства. – Это много, так что для нашей работы есть серьезные перспективы. Думаю, что в 2017 г. подобного всплеска быть не должно.

От домофонов до лекарств

Впрочем, по некоторым направлениям деятельности антимонопольной службы ожидать снижения активности предпринимательского сообщества не приходится. Например, в 2016 г. в ведомство поступило 543 жалобы на госзакупки от участников всевозможных торгов и тендеров. Вместе с тем, обоснованными признаны только 111 обращений – или чуть более 20% от общей массы, хотя в среднем по России этот показатель достигает 35%.

– Есть стандартные фирмы-жалобщики, которые в реальных торгах даже не участвуют, но хотят быть заметными, везде присутствовать. Они стараются автоматически направлять обращения во все регионы, в том числе и в Воронежскую область, – пояснил Владимир Рохмистров. – Мы рассматриваем такие сведения, анализируем конкурсы – была ли конкуренция, нарушались ли чьи-то права. И если версия заявителей не подтверждается, признаем жалобу необоснованной.

Заметим, что на проверку многочисленных сообщений тратится масса времени, сил и энергии, а подтверждение получает только каждая пятая жалоба!

Кстати, наиболее проблемной с точки зрения соблюдения антимонопольного законодательства Владимир Рохмистров назвал сферу ЖКХ – именно на этот сектор экономики приходится масса претензий со стороны ведомства. Показательный пример – разбирательства по поводу обслуживания домофонного оборудования в городских многоэтажках. Конфликт тянется почти два года: в конце марта 2015 г. сотрудники ФАС возбудили дело о нарушении Закона о защите конкуренции в отношении 16 управляющих компаний. Поводом для принятия такой меры стали обращения нескольких организаций, занимавшихся установкой и обслуживанием домофонов – представители этих предприятий пожаловались на то, что УК начали включать плату за домофоны в свои квитанции. Понятно, что бизнесменов эта ситуация не устраивала: они потеряли контракты, а с ними и прибыль. УФАС встало на сторону предпринимателей, признав нарушение со стороны коммунальщиков. Однако управляющие компании с подобным решением не согласились, обжаловав его в суде. И хотя первая инстанция подтвердила правоту УК, точка в разбирательстве пока не поставлена: в настоящее время дело рассматривается в апелляции.

Также есть свои «лидеры» по количеству нарушений и среди направлений госзакупок: по словам руководителя регуправления ведомства, немало претензий возникает к организаторам торгов на поставку медпрепаратов и бытовой химии – дезинфицирующих и моющих средств.

Бюджет – под присмотром

Значительное внимание сотрудники ФАС уделяют и закупкам государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГУП и МУП). По словам руководителя управления, по итогам проведенных этими организациями торгов удавалось добиться лишь небольшой экономии, а зачастую контракты заключались с единственными участниками конкурсов – естественно, по максимальной цене.

Но в самом скором времени ситуация должна измениться: согласно вступившим в силу нововведениям, с 1 января 2017 г. ГУПы и МУПы обязаны проводить все закупки в соответствии с требованиями 44-ФЗ (а не 223-ФЗ, как было ранее).

Новации предусмотрены серьезные: торги должны будут перейти на специализированные площадки, победителей начнут отбирать с помощью электронных аукционов, а подготовка документации для подобных закупок требует более серьезных знаний и большей ответственности.

– В Воронежской области проведена масштабная работа со стороны различных контролирующих органов, позволившая определить общие требования к закупочной документации, – резюмировал Владимир Рохмистров. – Это позволит нам действовать более профессионально и получать меньше нареканий.

Сергей МАРКОВ

Фото автора