Газета,
которая объединяет

Сами управятся

Гордума Воронежа все же отнимет у горожан право выбирать мэра?
Рубрика: Политика№ 93 (2072) от
Автор: Юрий Бабаян

Завтра в ходе очередного заседания Воронежской городской Думы депутаты рассмотрят вопрос о внесении изменений в Устав Воронежа и отмене всенародных выборов главы областного центра. Рабочая группа по организации и проведению публичных слушаний по вопросу внесения указанных изменений подвела итог общественной дискуссии, опубликовав соответствующее заключение и рекомендовав депутатам рассмотреть данный вопрос.

Право без роспуска

Рабочая группа признала несостоятельным ряд претензий оппонентов новой системы, при которой глава города будет выбираться депутатами городской Думы из числа кандидатов, предложенных специальной комиссией.

Так, был разбит тезис члена Общественной палаты Воронежа Галины Кудрявцевой о том, что соответствующие изменения муниципалитет мог внести в Устав только до 22 мая 2015 г. – в течение трех месяцев после вступления в силу Закона Воронежской области №149-ОЗ «О порядке формирования органов местного самоуправления в Воронежской области и о сроках их полномочий». Члены рабочей группы сочли, что данное требование касалось только муниципалитетов, формировавших органы власти по схеме, не указанной в этом законе.

Не согласились члены рабочей группы, возглавляемой вице-спикером гордумы Александром Провоторовым, и с тезисом общественника Константина Квасова о том, что нового мэра не сможет избирать действующий состав Думы – в связи с тем, что население не делегировало ему этого права.

«Изменение системы выборов главы городского округа город Воронеж не является изменением структуры органов местного самоуправления городского округа город Воронеж», – говорится в заключении.

Отсюда вывод: для реализации предлагаемых изменений роспуск представительного органа власти муниципалитета не требуется.

Сэкономим компетентно

В ответ на высказывание экс-чиновника мэрии Воронежа Бориса Супренка о несоответствии предлагаемых изменений Конституции РФ рабочая группа привела ссылки на целый ряд постановлений Конституционного суда РФ, якобы подтверждающих правомочность подобных изменений.

Отбились члены рабочей группы и от претензии сопредседателя общественной организации «Город и транспорт» Андрея Фурсова. Он обращал внимание, в частности, на противоречие предлагаемых изменений положениям, содержавшимся в «майских указах» Владимира Путина.

«В майских указах Президента Российской Федерации говорилось о расширении перечня выборных муниципальных должностей, а не о том, что глав городов необходимо избирать непосредственно населением», – отмечается в публикации.

А вопрос о законности включения в состав комиссии по определению кандидатур на должность мэра Воронежа чиновников правительства региона (см. «ПРЯМУЮ РЕЧЬ»), назначенных для этого губернатором Воронежской области, члены комиссии не стали даже обсуждать – по причине того, что он якобы не имеет отношения к рассматриваемому проекту решения Воронежской городской Думы.

– Этим проектом регулируются вопросы изменения системы выборов главы городского округа, а не вопросы формирования конкурсной комиссии», – говорят члены рабочей группы.

И – рекомендуют гордуме принять представленный проект решения, так как он соответствует требованиям действующего законодательства, «при этом избрание главы городского округа городской Думой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, приведет к экономии бюджетных средств и снизит риски избрания некомпетентных лиц на должность главы городского округа город Воронеж».

Неучтенное мнение

Заключение рабочей группы вызывает особый интерес. Во-первых, указание на экономию бюджетных средств и снижение рисков избрания некомпетентных лиц в публикации ничем не подтверждено, кроме слов выступавших, соответственно, является частным мнением отдельных участников слушаний и членов рабочей группы и не может выступать в качестве повода для рассмотрения на заседании Думы.

Во-вторых, законность внесения изменений в Устав, по идее, тоже не была предметом рассмотрения – уж если проект решения о назначении слушаний прошел через заседание Думы, значит, он должен был пройти экспертизу правового управления муниципального парламента.

Рабочая группа должна была рассмотреть главный аспект: касающийся поддержки населением предлагаемых инициатив. А она на слушаниях высказана не была (12 сторонников новации против 20 ее противников). И раз при таком раскладе вопрос все равно был вынесен на голосование депутатов, то вообще непонятно, зачем нужно было проводить публичные слушания, если явно выраженное мнение населения никто учитывать и не собирался?

В тему

В ходе проведенных социологических исследований население Воронежа четко выражает несогласие с предлагаемыми поправками в Устав. Так, согласно исследованию социологической службы «Ваше мнение!», проведенному в конце ноября, 74,5% воронежцев высказались за сохранение прямых выборов градоначальника, а новацию поддержали только 25,5% респондентов. Опрос, проведенный интернет-газетой «Время Воронежа», показывает еще большее число сторонников выборов главы города населением – 77%. И даже ИОМ «Квалитас», известный своей умеренной позицией по отношению к государственной власти, говорит о 51% горожан, не желающих делегировать свое право выбора мэра Воронежа кому бы то ни было.

Прямая речь

Константин КВАСОВ, член Общественной палаты Воронежа:

– В заключении рабочей группы указывается, что вопрос формирования конкурсной комиссии не регулируется вносимыми поправками. Да, порядок формирования комиссии поправки, вносимые Думой, не устанавливают, но Дума тогда принимает к исполнению положения ч. 2.1 ст. 36 Федерального закона №131-ФЗ, в итоге губернатор получает право формировать часть комиссии. Это означает, что должностные лица субъекта федерации участвуют в процедуре выборов главы города. На такие действия должностных лиц субъекта федерации Конституционным судом наложен запрет.

В отношении понятия структуры органов власти. Действительно, новый орган у нас в Воронеже не появляется, а изменяется порядок избрания главы города. Но ч. 6 ст. 34 Федерального закона №131-ФЗ относит к понятию структуры органов власти МСУ и порядок избрания главы города. Это как раз и означает, что вносимые поправки приводят к изменению структуры МСУ, а значит, только новый состав депутатов может выбрать главу города по новым правилам.

Владимир БЕЛОНОЖКИН, руководитель аппарата уполномоченного по правам человека Воронежской области:

– Еще 19.12.2013 г. на пресс-конференции президент России отметил, что мэров нужно только выбирать, поскольку органы местного самоуправления наиболее близки к народу и мэрами должны быть такие люди, которых граждане знают лично и могут к ним прийти.

В послании Президента России Федеральному Собранию 1 декабря 2016 г. также прозвучало: «Считаю, что курс на развитие политической системы и институтов прямой демократии для повышения конкурентности выборов абсолютно оправдан, мы, безусловно, будем его продолжать».

Конечно, вопросы изменения Устава города и в том числе определения формы выборов его главы относятся к компетенции депутатов и формально не противоречат букве Конституции.

Однако отмена прямых выборов мэра гражданами, осуществляемых ими в течение достаточно большого срока, несомненно, ограничивает диапазон имеющихся у них избирательных прав.

И остается вопрос: соответствует ли рассматриваемая депутатская инициатива духу Конституции и современному тренду развития демократии?