Система ниппель
Забавно росла этим летом в Воронеже цена бензина! Например, АИ-92 на заправках Роснефти: 34-69, 34-89, 35-09, 35-29, 35-49, 35-69… Регулярно накидывали по 20 копеек – типа, чтоб не вызвать социального напряжения.
В Европе падение мировых цен на нефть привело к пропорциональному падению цен на бензин и к снижению цен на любые товары, в себестоимость которых входит топливо, – на хлеб, авиаперевозки и даже шампанское с трюфелями.
Акцизы на бензин в России в последний раз выросли 1 апреля, и это была не первоапрельская шутка. Снова пошарили по нашим карманам, надеясь изъять ростом акцизов 90 млрд руб. – для нашей же пользы.
Бензиновые вилы
В России цены на бензин росли всегда. У наших шейхов с их футбольными клубами, яхтами и королевскими дворцами логика проста, как наперстки:
1. Когда растут мировые цены на нефть, то и цены на бензин должны расти.
2. Когда мировые цены падают, надо повышать внутренние цены на бензин, чтобы компенсировать падение экспортных доходов.
3. Когда цены на нефть стабильны, то бензин должен расти, потому что инфляция.
В других нефтегазовых странах власти иначе относятся к населению. Например, Ливия до войны была сходна с Россией по структуре экономики и доле ВВП на душу населения: там почти все доходы – тоже нефтегазовые. Но средняя зарплата в Ливии была до войны на 66% больше, чем в России. Если прибавить к этому пособие от Каддафи в $500 в месяц на каждого работающего, средний доход ливийца был в 2,5 раза выше, чем у нас. Бедная Африка…
Уж не станем вспоминать об уровне жизни, который обеспечили нефть и порядочность руководителей страны подданным Саудовской Аравии. Туркменистан – тоже нефтегазовый. Средняя зарплата, в пересчете на рубли, – вдвое выше, чем в России, и всем гражданам гарантированы бесплатно: природный газ, электроэнергия (90 кВт на человека в месяц), вода и соль, плюс бесплатно выдают по 120 л бензина в месяц для владельцев легковых автомобилей, по 200 л – хозяевам автобусов и грузовых машин и по 40 л – мотоциклистам. При этом литр бензина на их заправках стоит втрое дешевле, чем у нас. Соответственно, и себестоимость товаров заметно ниже, и цены в магазинах. Бедная Средняя Азия…
Ливия и Туркменистан беднее природными ресурсами, чем Россия, но там хозяева «национального достояния» не рискуют состязаться в византийской роскоши и выписывать самим себе «тринадцатые зарплаты» в сотни миллионов. А в Китае коррупционеров казнят публично, и наша «элита» пылко объясняет с трибун, что смертная казнь на коррупцию не влияет, не говоря уж о конфискации имущества!
Хроники нефтяной болезни
УФАС по Воронежской области в феврале 2009-го смело заявило, что всплеск цен на бензин свидетельствует о сговоре. «Нас не захотели слушать. Теперь мы переходим от слов к действиям. Сделать область полигоном для своих ценовых амбиций ни у одной компании не получится», – объявило УФАС. Но при замахе на рубль результат получился на копейку: в июне цена А-92 за 2 дня выросла в Воронеже на 11% – до 20,3 руб. за литр.
В августе 2010-го Владимир Путин разгневался, что цены на бензин в России завышены. Но даже Путин нефтеторговцев не напугал. Или они что-то знали.
Осенью Росстат сообщил, что самый дорогой бензин в Черноземье – в Воронеже: 92-й – 22,77 руб. за литр; даже в Москве дешевле! С тех пор Воронеж стал бессменным чемпионом ЦЧР. Торговцы объясняли это мировыми ценами, экспортными пошлинами, конъюнктурой, а еще тем, что в нашем городе НПЗ нет, и аренда земли дорогая, и пугали: подождите, в 2011-м бензин еще на 30% подорожает!
Облправительство поймало их на лжи: в литре бензина разница в аренде земли с соседями – всего 1,5 коп/л, а сама аренда – 2,5 коп. И НПЗ у соседей тоже нет. Но УФАС этого не услышало.
В мае 2011-го Путин велел бензину подешеветь, и цены откатились на рубль-полтора, но во многих регионах бензин пропал или резко вырос в цене (рекорд побила Тула: 50 руб. за литр АИ-92!). Вице-премьер Сечин, будущий глава Роснефти, объяснил это дефицитом топлива, но премьер рубанул правду-матку: «Дело не в дефиците, дело в сговоре!»
ФАС, конечно «возбудилась» и вскоре доложила: в сговоре, раскрытом Путиным, найден лишь один заговорщик – «Газпром нефть». Сама с собой, значит, сговорилась.
Чистый доход российских НК по итогам 2011-го стал рекордным: $45 млрд!
Как только прошли выборы президента, в мае 2012-го цены АИ-92 достигли 27 руб./л. Причины стандартные: рост акцизов и оптовых цен, инфляция и т.п.
В апреле 2013-го Минфин сообщил о повышении акцизов на нефтепродукты для пополнения дорожных фондов – надо ж как-то улучшать качество дорог...
Январь 2014-го: УФАС объявило, что цены на дизтопливо в Воронеже впервые превысили стоимость АИ-98; виновник – местное представительство «Роснефти».
Мировой кризис крепчал, и в Европе бензин за год подешевел на 2,5%, а в России вырос на 5,9%! Президент опять удивился: «Рост зафиксирован в рознице, хотя оптовые цены снижаются – куда ФАС смотрит?» И ФАС вскоре возбудила дело против «Роснефти», «Башнефти» и «Лукойла» за манипуляции с ценами на бирже. В ответ АИ-92 в среднем подешевел на 3 коп., АИ-95 – на 2 коп.
К ноябрю 2014-го нефть Brent подешевела в мире со $110 до $80 за баррель, и в Англии, например, цены на бензин упали до минимума за 5 лет, а в Воронеже боссов «Воронежнефтепродукта» задержали по делам о массовом недоливе топлива на АЗС и о торговле украденным с ущербом в 300 млн руб.
В апреле 2015-го цены выросли на 30-50 коп./л, и президент ВТА Шишлаков честно объяснил: это связано с началом сельхозработ. А в посевную дизтопливо купят по-любому. Еще Шишлаков признал, что спрос на бензин в Воронеже упал сильно, на 30%, и это заставит заправки не повышать цены. Однако вскоре произошел новый всплеск цен – одновременно с сообщением о том, что президент «Лукойла» Алекперов получит 29,7 млрд руб. дивидендов за 2014 год, а вице-президент Федун – 12,8 млрд.
В июле бензин подорожал в среднем на 1,2 руб./л, и президент Российского топливного союза сообщил воронежцам, что мировые цены на нефть нам не указ: 1) цена бензина в России с ними почти не связана, а определяется его себестоимостью и налогами; 2) вырос акциз, а из-за инфляции подорожала добыча и переработка.
Выходит, все наоборот: не цены на бензин вздувают себестоимость любых товаров и услуг, а бензин следует за инфляцией. И ничего, президент РТС не покраснел.
Без тормозов
С 1.01.2016 г. ставка на бензин «Евро-5» выросла на 36,1%, а на дизтопливо – на 20,3%, после чего биржевые цены на них за 3 месяца выросли на четверть. А глава ВТА Шишлаков сообщил, что в ЕС бензин подешевел с 2 евро до 1, но у нас он к весне опять подорожает в связи с началом сельхозработ.
Госдума сразу в трех чтениях одобрила рост с 1 апреля акцизов на 2 руб./л, а на дизтопливо – на 1 руб. и объявила, что бензин в России должен стоить 100 руб./л! Мол, дешевое топливо тормозит развитие экономики, порождает пробки и портит экологию. Министр Силуанов успокоил: «Рублевая цена нефти снижается, и цена на бензин должна снижаться». Но госбюджет от роста акцизов выручит до 90 млрд руб. Такая в России суверенная арифметика.
Воронеж остался чемпионом ЦЧР по ценам на бензин, но УФАС сообщило, что раньше часто говорили о сговоре нефтеторговцев, но последние два года сговора не было.
В марте Шишлаков сообщил, что падение спроса на АЗС достигло 40-50%, а рост акцизов в апреле грозит спадом еще на 10%. Эксперты подтвердили: потребление бензина в РФ упало впервые за 15 лет, и предсказали, что в 2016-2017 гг. оно ускорится втрое. Хотя Минэнерго обещало, что потребление, наоборот, вырастет, но обещать – не значит жениться.
В июне средняя стоимость бензина в Воронеже достигла 35,59 руб./л (Росстат). А биржевая цена тонны АИ-92 вновь рекордно взлетела.
В июле биржевые цены бензина еще подросли, и некоторые эксперты заявили, что виной тому – искусственное снижение объемов продаж нефтяных компаний.
Так что в 2017 год мчимся на полном ходу, без руля и тормозов.
Цитата в тему
«Представители власти и нефтяного бизнеса ссылаются на «объективные» причины роста цен на топливо: налоги, акцизы... Но после уплаты всех налогов прибыль сырьевиков по всей цепочке остается в разы выше, чем, например, в машиностроении… А привязка к внешним ценам прибыльности топливного бизнеса внутри страны лишь прикрывает фактическое разбазаривание общенационального достояния».
Юрий Болдырев, экономист и политик