Газета,
которая объединяет

«Каменная» традиция

Можно ли бить бутылки об объект культурного наследия?
Рубрика: Социум№ 44 (2023) от
Автор: Ирина Лазарева

После выходных памятник культурного наследия Каменный мост традиционно завален битым стеклом. Пахнет вчерашним шампанским, бутылку которого молодожены били на мосту на счастье, и несвежим утренним настроением свадебной процессии. Облик памятников наследия в Воронеже меняется – одни после реставрации становятся объектами почитания, другие – местом рождения новой, не всегда положительной с точки зрения сохранения, традиции.

Из глубины веков

Судьбой памятника культурного наследия всерьез озабочены историки и краеведы. Так, краевед Владимир Размустов, который проводит известные «походы-беседы с историком» для воронежцев и гостей города, рассказывает, что мост в программу походов входит не случайно, а вот показывать гостям грязное место – отнюдь не почетно.

– Этот небольшой мост – 10 м в длину, 6 в высоту над Чернышевским спуском – является визитной карточкой города. Это первый каменный мост в нашем городе. Ему 190 лет! – восклицает Размустов. – А само это место известно по архивным документам еще с 20-х годов 17 в. Мост сейчас расположен на старой Московской дороге, по которой в наш город и въезжал Петр I.

Оказывается, мост всегда был «в деле», а значит, необходим городу: сначала здесь располагалась государева почта, а 320 лет назад – спуск, по которому переправляли материалы для строительства кораблей.

В начале 19 в., по словам историка, это место захирело: здесь образовался овраг, который стали называть Волчьей ямой. Во время непогоды тут переворачивались кареты, поэтому мост считали местом злым и побаивались его. Все изменилось с приходом губернатора Николая Кривцова – жесткого администратора, героя Отечественной войны 1812 года, потерявшего ногу в сражении под Кульмом.

– Кривцов обошел систему налогообложения. Тогда все было очень централизовано: деньги направляли в Санкт-Петербург и только потом, чтобы что-то построить, выпрашивали средства, т.е. на каждый чих. Николай Кривцов этого делать не стал. Он просто взял и договорился с архитектором, заплатил деньги и построил. Потом комиссия занялась этим делом, Кривцову грозил серьезный штраф. Но комиссия сочла, что сооружение очень полезно и нужно для города, – объяснил Размустов.

Рождение новой традиции

Мост «кривцовского» образца просуществовал долгое время. Но пять лет назад его отреставрировали – к 425-летию Воронежа. Владимир Размустов уверен, что с тех пор и новая традиция – бить об угол моста бутылки и бокалы на счастье – стала набирать среди молодых эффект массовости.

– Издавна на Руси была традиция: жених переносил невесту на руках через мост, как символ начала новой жизни. Поэтому интерес воронежских свадебных кортежей к Каменному мосту понятен. Но, увы, все превратилось в банальное распитие спиртного и бой бутылок, – констатирует краевед.

Как пояснили в мэрии Воронежа, при реставрации выполнили самые необходимые работы по сохранению памятника: реализовали работы по облицовке подпорных стен моста плиткой и гранитом, усилили свод моста, обустроили тротуар, реставрировали светильники, установили декоративные металлические арки и пр. Могло ли это повлиять на то, что воронежцы стали бить бутылки чаще – вопрос риторический.

– Воронежцы справедливо возмущаются! Весь мост завален стеклом, стыдно гостей города сюда привести! Власти потратили на реставрацию моста огромные деньги, а его превратили в помойку! – негодует Владимир Размустов, который однозначно убежден: сотрудникам управы и правоохранительных органов нужно обратить особое внимание на «проблемную точку». Больше – некому.

комментарий

Александр Никитин, ответственный секретарь воронежского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК):

– Вопрос – должны ли организации по охране памятников истории и культуры следить за чистотой на таких объектах – сложен и неоднозначен. Согласно законодательству, мы можем курировать все вопросы, связанные с памятниками культурного наследия – это их охрана, популяризация и использование. В случае с Каменным мостом речь идет об использовании. Я не уверен, что здесь есть прямая физическая угроза памятнику наследия, но данный вопрос, несомненно, нужно решать. Понятно, что часового, который бы охранял мост от молодоженов и компаний, желающих разбить бутылку, здесь не поставишь. Но люди должны понимать, что мост – объект культурного наследия, и за его осквернение они могут понести ответственность. Развивать это понимание сегодня остро необходимо, причем по отношению не только к Каменному мосту, но и другим памятникам.