Газета,
которая объединяет

Брянский синдром

Наши дорожники, отметившие на выходных свой праздник, любят вспоминать о том, что большинство наших магистралей построено еще лет 30­-40 назад и по своему потенциалу не рассчитано на тот поток авто, с которым мы сегодня столкнулись. На мой взгляд, проблема необходимых в дорожной отрасли изменений уже давно вышла за рамки недостаточной ширины проезжей части или толщины «подушки» под асфальтом.

Неделю назад в Брянске произошло ДТП, получившее мощный резонанс. Девушка за рулем не остановилась у пешеходного перехода и на полном ходу сбила переходившую дорогу маму и ее трехлетнюю дочь. Девочка погибла, мама в реанимации, а в Брянске идут митинги с требованием наказать водителя-­убийцу.

Да, ее вина, с точки зрения закона, бесспорна. Но если взглянуть на ситуацию беспристрастно, то нетрудно понять – ответственность с водителем должны разделить и дорожники, которые, завершив ремонт полотна, так и не удосужились «вернуть» на прежнее место «зебру».

Понятно, что человек за рулем обязан и без нее отслеживать знаки вдоль дороги. Но, положа руку на сердце, скажите – разве вы всегда успеваете это делать, если двигаетесь в достаточно плотном потоке по магистрали с 3­-4 полосами в каждом направлении? Во­-первых, надо быть внимательным к двигающимся рядом соседям. Во-­вторых, эти же самые соседи – и особенно грузовые авто, автобусы – нередко закрывают обзор по сторонам. А если, к тому же, вы едете не по привычному маршруту, то вынуждены еще и думать, где вам можно повернуть. Конечно, действующие ПДД вменяют водителю успевать делать все это сразу. Но реальность такова, что многие люди психологически не способны контролировать вокруг себя такое количество меняющихся факторов.

Кто­-то скажет, что тогда, мол, и не садись за руль. Но, на мой взгляд, подобная позиция – нежелание признавать объективно происходящие в мире изменения. Я убежден: мы должны идти не экстенсивным путем отсеивания с наших дорог тех, кто не успевает следить за всем и сразу, а – действовать интенсивно, создавая максимально комфортные условия для всех категорий водителей. Ездить должно быть удобно и легко. И это задача тех, кто строит и ремонтирует дороги, обслуживает их, оборудует знаками и разметкой, следит за соблюдением водителями правил движения и т.д.

Одна из важнейших проблем большинства российских городов в том, что в них налицо серьезный разрыв между гиперактивной дорожной ситуацией и тем неторопливым темпом, в котором существуют обслуживающие дороги организации – ГИБДД, дорожники, соответствующие структуры во власти. Вспомните участников дорожно-­транспортных происшествий, часами ожидающих инспекторов ДПС. Вместе с ними в возникающих из-­за столкнувшихся машин пробках томятся ни в чем не повинные водители. У кого­то сдают нервы, и возникают новые ДТП. Другой пример: уже несколько недель в Березовой Роще чинят дорогу. Работают не спеша и от случая к случаю. Утром и вечером микрорайон парализует сплошной и беспросветной пробкой.

Почему же пользователи магистрали и обслуживающие ее организации живут в столь разных темпах? У меня такое ощущение, что наши дорожники и ГИБДД продолжают существовать в реальности 70­-80­х годов прошлого века. Оперировать прежними категориями и методами. При этом действующая нормативная база страны абсолютно не стимулирует их к модернизации.

Скажем, почему бы не ввести в стране технический регламент, запрещающий дорожникам считать свою миссию по ремонту законченной до тех пор, пока на магистрали не появятся все необходимые знаки и разметка? Почему  бы вообще не исключить из схемы оформления ДТП, в которых не пострадали люди, инспекторов ДПС, возложив все обязанности по оформлению документов на страховые компании? Почему бы не пересмотреть нормативные сроки проведения дорожных работ, закладываемые в техническое задание подрядчикам, с учетом того, что темп современного мегаполиса не дает им права быть медлительными?

И еще, судя по событиям в Брянске, люди готовы реагировать на ситуацию, связанную с ДТП, так, словно речь идет о масштабной социальной проблеме. Пока это одна из первых «ласточек», но, думаю, постепенно «брянский синдром» начнет проявляться и в других городах. И в перспективе нам грозит не только коллапс на дорогах, но и серьезные социальные потрясения.

…На днях я беседовал с руководителем одного из наиболее успешных агропредприятий области. И он отметил, что лучших результатов в сельском хозяйстве сегодня добиваются менеджеры, ранее не связанные с отраслью. У них отсутствуют стереотипы мышления. Они иначе реагируют на возникающие трудности и решают их, следуя передовому мировому опыту. Так вот, наверное, пришло время кадрового обновления и среди тех, кто отвечает за наши дороги. Иначе нам не суметь «вытянуть» эту сферу до того уровня, который уже востребован современным обществом.