Газета,
которая объединяет

Удивительный и вдохновенный

К 75-летию со дня рождения режиссера Владимира Сисикина
Рубрика: Культура№ 10 (1989) от

Он никогда не был угодником и подхалимом, не хлопотал за себя, в отличие от иных, не занимался саморекламой, не выпячивался и не раздувался, красуясь.

Он не стремился стать номенклатурным приспособленцем, не добивался должностей и постов, не лез в начальники, не любил и не умел кланяться… Зато он умел быть независимым, искренним и великолепным, ни на кого не похожим…

От журналиста к режиссеру

Имя его и удивительное творчество были хорошо известны всем воронежским поклонникам литературы и театра. Впрочем, не только воронежским. Столичные специалисты, увидев его спектакли, говорили, что Владимир Сисикин – режиссер мирового уровня, и изумлялись его скромности, его нежеланию делать карьеру в Москве и демонстрировать всем и вся свой выдающийся талант. Сисикин выслушивал восторженные оценки спокойно и иронично, попыхивая сигаретой и щуря за темными очками глаза. Он был философом и не терпел суеты, а к карьеризму всегда относился с неприятием. Ему было известно что-то более существенное и важное, чем все эти фокусы, интриги и успехи на ярмарке человеческого тщеславия.

После блестящего окончания филфака ВГУ, отказавшись от аспирантуры, он уехал на Сахалин, где ему предстояло отработать несколько лет. Там Владимир Сисикин и работал четыре года – сначала журналистом в газете, потом преподавателем русского языка и литературы в школе плавсостава. Этот опыт дал ему возможность посмотреть на жизнь в самых неожиданных, экстремальных ее проявлениях и увидеть разнообразие неординарных людских характеров.

Наплававшись по морям-океанам и вернувшись в Воронеж, Владимир Степанович какое-то время работал в газете «Молодой коммунар», но затем давнишнее (со студенческих лет) увлечение сценой привело его в режиссуру студенческого театра ВГУ, а потом и ТЮЗа. Были в его биографии и учеба в прославленном Щукинском училище на курсе Бориса Захавы, и приглашение московскими профессорами Кульневым и Старостиной (открывавшими Воронежский институт искусств) на театральный факультет ВГИИ в качестве режиссера-педагога, где он и работал почти 25 лет, ставя незабываемые спектакли…

Щедрый талант

В конце 60-х Сисикин пытался опубликовать свои стихи и прозу, появившиеся под впечатлением сахалинских путешествий и встреч. Но яркая и талантливая повесть «Перья птицы страус», принятая к печати в журналах «Новый мир» и «Подъем», до читателя тогда так и не дошла. Слишком одиозными и нестандартными показались литературным чиновникам герои Владимира Сисикина, перекликающиеся с персонажами Высоцкого, Довлатова, Шукшина, Владимова. Из «Нового мира» в то время «уходил» Твардовский. Уход его стал преградой для сисикинской публикации. Скандал с по­вестью попортил автору немало крови и вынудил уйти в детскую литературу и театральное творчество. Проявлять себя на сцене и в педагогике ему оказалось легче.

Счастливым событием для воронежских поклонников Мельпомены стало открытие «Молодежного театра» под руководством Сисикина в конце 80-х годов. Небольшая сцена, расположенная в уютном павильоне городского парка, привлекала зрителей каждой своей уникальной премьерой.

До последних дней своей жизни Владимир Степанович Сисикин удивительно и вдохновенно проявлял себя в режиссуре, писал прозу и пронзительные стихи, работал над собственной пьесой… Он умер в День театра – 27 марта 2002 года, – оставив нам свой щедрый талант, свои литературные произведения и свои постановки, живущие в нашей памяти.

Владимир Межевитин