Газета,
которая объединяет

Не записаться в шахиды

Как уберечь воронежскую молодежь от вербовки в террористические организации?
Рубрика: от
Автор:

Настолько ли отдален Воронеж от центров мирового терроризма, чтобы его жители не подвергались опасности, например, быть завербованными в ИГИЛ (организация запрещена в России)? Географически – да. Однако наличие современных средств коммуникации делает расстояние второстепенным фактором. Тогда – как поставить заслон такого рода явлениям?

Ответ на этот вопрос искали участники круглого стола «Взаимодействие органов власти и общества в целях противодействия экстремизму и коррупции», прошедшего на днях в конференц-зале Воронежского государственного университета (ВГУ).

Воронежский след

Для Воронежа проблема вербовки и поддержки терроризма – отнюдь не гипотетическая. Так, в мае 2015 г. Острогожский райсуд приговорил к году лишения свободы 19-летнего студента – за пособничество в финансировании исламского терроризма. Молодой человек завел QIWI-кошелек, на который собирал средства на борьбу с «неверными». Деньги планировалось переслать старшему брату, воевавшему в Сирии.

Известно и об иных наших земляках, уже напрямую участвующих в помощи международному терроризму. Например, о некой Кристине Пресняковой, уже восемь лет проживающей в Сирии и сменившей за это время пять мужей из числа боевиков. Она, считают в правоохранительных органах, регулярно ведет в соцсетях вербовку юношей и девушек в ИГИЛ.

Проблема для Воронежа осложняется еще и тем, что город традиционно считается студенческим. В одном лишь ВГУ, по словам ректора вуза Дмитрия Ендовицкого, обучается сегодня более 20 тыс. студентов и аспирантов, из которых свыше 1 тысячи – иностранных. Настоящее раздолье для потенциальных вербовщиков!

Проблемы контрпропаганды

Что же мотивирует тех, кто поддается на уговоры и пополняет ряды террористических организаций? По словам руководителя ВО ПОО «Русские люди» Константина Квасова, молодые люди, движимые жаждой приключений, чаще всего покупаются на возможность поучаствовать в построении «нового справедливого мира». Девушки же, как правило, желают еще и найти себе верного спутника жизни.

Впрочем, оба эти желания в результате разбиваются о реальность. Так, девушка, ставшая женой боевика, переходит после его смерти к другому террористу. А тот справедливый мир, который предлагали построить будущему бойцу, оказывается не таким уж и справедливым. И уж точно не основанным на традиционном исламе.

– Есть письмо 126 наиболее авторитетных исламских богословов, которые однозначно вынесли вердикт: ИГИЛ – не ислам, – говорит руководитель мусульманской общины Воронежа Юсуп Абдуллаев. – В этом документе они назвали ИГИЛ «собаками ада», так что не стоит думать, что деятельность террористов поддержана духовенством.

Люди, завербованные в ИГИЛ, довольно скоро понимают, что мир, основанный на насилии и жестокости, не может быть справедливым, но обратного пути для них уже практически не существует. Причем, как говорит заведующая кафедрой социологии и политологии ВГУ Александра Глухова, не стоит думать, будто вербовке подвергаются люди с самых низов – на призывы террористов откликаются, в основном, люди образованные и достаточно обеспеченные. Каким же образом вербовщики получают доступ к их сердцам?

– Эти люди – настоящие профессионалы, – убежден депутат Воронежской областной Думы Роман Жогов. – Они прошли соответствующее обучение, являются хорошими психологами, сформировали собственную идеологическую базу, которую доносят до молодежи посредством качественной пропаганды в соцсетях. А вот качественной контрпропаганды власти и правоохранительные органы на сегодняшний момент, к сожалению, не разработали.

На чем должна быть основана такая контрпропаганда? По мнению Романа Владимировича, прежде всего, на журналистских материалах. Причем, достаточно жестких – где будет показано истинное лицо ИГИЛ: рабский рынок, казни, насилие, вандализм, террористические акты.

– Обязательно нужно писать о людях, прошедших через вербовку, которые расскажут, как именно их вербовали, – убежден он. – Рассказать людям, почему молодежь подвержена подобному влиянию, поведать об истинных целях организации, использующей людей только как пушечное мясо. Не надо скрывать информацию о финансистах ИГИЛ, которым выгодна деятельность террористов.

Об отсутствии хорошей контрпропаганды говорит и Юсуп Абдуллаев.

– Взять, например, письмо 126 исламских богословов, о котором я уже говорил – почему информации о нем нет на центральных телеканалах?! – недоумевает он.

В семье и в обществе

Какие же выходы из сложившейся ситуации увидели участники круглого стола?

По мнению представителя еврейской религиозной общины Уриэля Граната, нужно больше времени уделять воспитанию ребенка в семье. Если он получит опыт нормального человеческого общения, к нему ни один вербовщик не сможет пробиться через современные гаджеты.

Вместе с тем, как считает Константин Квасов, при попадании ребенка в вузовскую среду влияние семьи все равно будет снижаться, а современных средств связи – расти. Поэтому нужно усиливать контрпропаганду именно там, где активно орудуют вербовщики – в соцсетях. А средства на поддержку некоммерческих организаций, осуществляющих эту деятельность, закладывать в бюджете.

стат-советник

В 2015 г. правоохранительными органами Воронежской области было выявлено 96 фактов демонстрации нацистской атрибутики, 74 – разжигания межнациональной розни. К административной и уголовной ответственности привлекли 76 лиц.

Кстати

В Воронеже разработана и действует муниципальная программа «Обеспечение общественного порядка», включающая в себя подпрограммы «Профилактика правонарушений» и «Внедрение аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», которые направлены на обеспечение безопасности жителей города, в том числе – на профилактику терроризма и экстремизма.

Антитеррористическая работа ведется также в ходе заседаний Координационного совета по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений и Координационного совета по работе с общественными организациями ветеранов боевых действий при администрации города, Антитеррористической комиссии, городской Межведомственной комиссии по профилактике правонарушений и на иных городских и областных площадках.

цитата в тему

«Первые исламские террористы появились в XI веке. Они убивали не только христиан-крестоносцев, но и тех единоверцев, которых считали плохими мусульманами. С тех пор изменилось немногое. Исламисты, с наслаждением демонстрирующие особую жестокость, наступают. Они хотят, чтобы весь мир принял мусульманство. В ряды террористических организаций вступает все больше молодых людей. Волна террора не спадает. Взявшиеся за оружие фанатики — не экзотический феномен, а сменяющие друг друга мессианские движения. Их непримиримость, изощренность и масштаб насилия несравнимы с прошлым. Тем не менее, они всегда терпят неудачу, что не мешает появлению следующего поколения террористов».

Леонид Млечин, писатель, историк