Газета,
которая объединяет

Освободительный импульс

В галерее «ХЛАМ» рассказывают про секс
Рубрика: от
Автор:

Если принять за аксиому, что всякая художественная выставка должна, прежде всего, удивлять зрителя, то «Чем больше, тем больше», открытая в галерее современного искусства «ХЛАМ» в день ее восьмилетия, может служить яркой иллюстрацией этого утверждения. Коллективное творчество 11-ти авторов – объекты, инсталляции, видео– и аудиоработы, графика, скульптура, живопись – призваны раскрыть вечно живую «сексуальную» тему.

Желаете «умыть» руки?

Впрочем, директор «ХЛАМа» Алексей Горбунов объяснил появление сего исследования причиной сугубо прозаической: за время существования галереи секса в ней (в качестве объекта внимания художника), как когда-то в СССР, не было – за редким единичным исключением. На что заинтересованные лица недвусмысленно указывали руководству. И вот – адекватный ответ поборникам эротической культуры: хотели – получите! Из материала, что называется, заказчика.

Ирина Аксенова, Николай Алексеев, Алексей Быков, Кирилл Гаршин, Иван Горшков, Татьяна Данилевская, Анна Курбатова, Полина Лесовик, Екатерина Лузгина, Евгения Ножкина и Елизавета Щукина выставили работы на зрительский суд. Работы, разумеется, очень разные – и в плане творческой состоятельности в том числе. Не останавливаясь на всех экспонатах, отмечу, на мой взгляд, лучшие: это скульптура с водой Ивана Горшкова, тканевый объект Евгении Ножкиной и живописное полотно Николая Алексеева. Любопытно по мысли творение Елизаветы Щукиной: слепок с собственной груди, из разноцветного мыла сделанный, рядом с которым стоит таз с водой – желающему предлагается, пжалте-извольте, «умыть» руки столь экстравагантным моющим средством…

В который раз приходится констатировать, что большинство современных художников интереснее слушать, чем смотреть: концепция той или иной работы зачастую заметно внушительнее и значимее, чем ее воплощение. Даже когда нуждается в комментариях сексопатолога. Более того – создается впечатление, что нередко именно пространные пояснения к видеоряду – самоцель такого творчества.

Сильнее табу

Прямое тому доказательство – диалог (предложенный в качестве пресс-релиза) кураторов выставки; в их ролях выступили два автора – Ирина Аксенова и Татьяна Данилевская. По мнению Алексея Горбунова, которое я полностью разделяю, интерес к теме у девушек разный: Аксенова представила собственные «обнаженные» фото, Данилевская – скупое, но символичное интернет-высказывание. На фоне таких открытий словесное их сопровождение выглядит более ярким.

– Сексуальность обладает мощным освободительным импульсом – так же, как и авангардное искусство. Последнее постоянно прощупывает границы дозволенного в разговоре, в том числе о сексуальном, нарушает нормы и смеется над ними, – говорит одна из кураторов. – Можем вспомнить тайно любимого воронежскими художниками Пола Маккарти, который работает как раз на грани, сталкивая подавляемые сексуальные желания и общественное ханжество. Трудно сказать, насколько высказывания художников выйдут из области обыденного и разрешенного, получится ли что-то страстное и исступленное. Очевидно, что в Воронеже сложно сделать действительно авангардную выставку про секс, тем не менее, желание оказалось сильнее неявной табуированности темы, и осталось только оценить, каков его революционный потенциал.

– Ограничения в сфере сексуального всегда накладывались культурными практиками, принятыми в данном обществе в данный период времени, – добавляет коллега. – Именно потому это сфера контроля, инструмент управления, служащий нормализации и стандартизации, вырабатывающий средние значения для их дальнейшего распространения.