Газета,
которая объединяет

Фальшь набирает оборот

По городу и области «гуляют» поддельные деньги
Рубрика: от
Автор:
Недавно в Воронеже состоялась пресс-конференция, посвященная борьбе с фальшивомонетчиками. Об особенностях работы по обезвреживанию таких дельцов журналистам рассказали начальник управления по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции ГУ Сергей Воложинов и замначальника отдела криминалистических экспертиз ЭКЦ ГУ МВД России по Воронежской области Александр Ерохин.

Суета в помощь

Правоохранители сообщили, что в 2015 году из оборота изъяли 1364 поддельных денежных знака на общую сумму в 5,5 млн руб. За 11 месяцев прошлого года зафиксировано 936 фактов сбыта фальшивок– на 266 больше, чем в 2014 году. Специалисты утверждают, что причина такого «всплеска» – непростая экономическая ситуация в стране: именно в «смутные времена» всякого рода мошенники проявляют себя особенно активно.

Сергей Воложинов отметил, что чаще всего фальшивомонетчики пытаются «слить» свои подделки в крупных торговых центрах. И это – новая тенденция: раньше основным рынком сбыта становились киоски, заправки и небольшие торговые павильоны. Теперь же ставка делается не на беспечность продавцов, а на суету и многолюдность.

Основная категория подделок – пятитысячные купюры серий «вм», «ба» и «бв». Факт объясняется довольно просто: затраты на производство купюры любого номинала примерно одинаковы. А наказание за содеянное не зависит от нарисованных цифр. Поэтому напрягаться, изготовляя пятидесятирублевки – дело практически невыгодное. Хотя попадается всякое: даже фальшивые американские доллары.

Большая часть «сбытчиков» – «гастролеры»: из 22 задержанных за это преступление только восемь – воронежцы. География прочих «умельцев» достаточно широка: Дагестан и Абхазия, Азербайджан и Таджикистан.

Дай кусочек

По статистике Банка России, фальшивомонетчики в среднем тратят от пяти до семи лет на изучение способов изготовления поддельных денег, которые выглядят как настоящие. Такая щепетильность и основательность приносят свои плоды: зачастую подделку не могут распознать даже приборы контроля подлинности купюр – правда, устаревшие.

«Липа» иногда не определяется в инфракрасном и ультрафиолетовом излучениях. Нередко имеет имитацию всех защитных признаков. И потом: контрафактная банкнота может быть фальшивкой не целиком. Согласно законодательству, банки обязаны обменять фрагмент бумажного денежного знака с «живой» площадью не менее 55 процентов на полноценную «деньгу». Получается, что 45 процентов можно оставить себе. И пустить «в дело» – создать фейковую банкноту с частично подлинными признаками отличия.

Журналистам дали убедиться на практике, насколько продвинутыми стали фальшивомонетчики. Несколько продемонстрированных нам «самопальных» купюр буквально повергли в смятение. Неужели это действительно «пиратка»? Все есть: блестки, водяные знаки и перфорации…

Деньги – пахнут!

– Современные аппараты контроля подлинности купюр стоят недорого – от 10 до 15 тыс. руб., – заметил Сергей Александрович. – И во многих торговых точках они есть. Но продавцы их зачастую даже не включают! Банально ленятся. Мы же доводим до сведения руководителей торговых центров информацию о необходимости работы «контролирующей» техники. Зачастую к нам прислушиваются. Понимают, что там, где купюры проверяются, преступники орудовать боятся. А иногда продавцы, обнаруживающие фальшивку, просто рвут или меняют ее. И не обращаются в полицию.

А обращаться – надо: никакими неприятностями, по словам правоохранителей, человеку это не грозит. Естественно, его допросят, чтобы отследить путь контрафактной купюры. И изымут подделку. Если же владелец подозрительной бумажки попытается ею расплатиться – он станет соучастником преступления. Со всеми вытекающими.

У оперативников остро стоит проблема «раскручивания цепочки» – откуда именно взялась и куда направилась фальшивка. Ведь большинство подделок удается обнаружить только после того, как они входят в оборот. При таком раскладе найти преступника крайне непросто. Так что в борьбе с фальшивомонетчиками нет лучше средств, чем бдительность и внимательность. Потому как распознать «кустарщину» хоть и сложно, но можно.

– У подлинных купюр есть характерный запах краски, у фальшивок – нет, – поделился информацией Александр Ерохин. – Настоящие купюры, которые долго были в обращении, могут иметь отчетливый «металлический» запах. Гознаковские деньги не расслаиваются на углах и не трутся на сгибах, рисунок на бумаге четкий и неразмытый.

КСТАТИ     

 В соответствии со ст.186 УК РФ изготовление с целью сбыта или сбыт поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации наказывается лишением свободы на срок до восьми лет. Если речь идет о больших масштабах деятельности, срок может быть увеличен до 12 лет. А если изготовлением фальшивок занималась организованная группа – до 15 лет.

В ТЕМУ

Минувшим летом в Воронеже приезжие пытались сбыть фальшивые деньги в одном из автосервисов. Как позже выяснилось, это вышло случайно: купюры везли в Москву, но по дороге сломалась машина. За починку авто лица кавказской национальности на «Ладе Гранте» расплатились купюрами, распечатанными на принтере. За кассой автосервиса подделки не заметили. Обман раскрыли уже в банке и позвонили в полицию.

План «Перехват» сработал почти сразу – отремонтированный в Воронеже автомобиль отыскался в Тульской области. Правда, при задержании и досмотре фальшивых денег у дельцов не обнаружилось. Следствие выяснило, что поддельные купюры были… съедены преступниками во время погони! Всего мошенники сжевали порядка 30 тысяч «липовых» рублей.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В прошлом году полицейские Воронежа задержали бывшего сотрудника банка, подделывавшего купюры довольно необычным способом. С помощью ножниц и клея он создавал «сторублевки» из фрагментов подлинных банкнот. Мужчина брал 29 сторублевок, разрезал их на очень тонкие полоски, а затем клеил из них 30 сторублевок. Получившуюся «мозаику» отправлял в банкомат, который, принимая самодельную купюру, не мог различить подделку.

Мужчину задержали, в отношении него возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 186 УК РФ (изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг). Злоумышленнику грозит несколько лет тюрьмы.