Газета,
которая объединяет

Глаз да глаз

Как и когда можно обжаловать «письмо счастья» от ГИБДД?
Рубрика: от
Автор:

Система видеофиксации нарушений ПДД в Воронеже стремительно развивается. Растет количество камер (сейчас их 35), они учатся распознавать все новые нарушения, масштабнее становится инфраструктура. Уже, наверное, и не осталось водителей, которые бы не получали «писем счастья» за тот или иной проступок.

Введение видеофиксации рассматривается как благо. Камеры имеют неоспоримые преимущества перед «живым» инспектором ГИБДД – они не берут взятки, не имеют корыстных мотивов, не поклоняются высоким чинам и так далее. Вместе с тем любой камерой управляет человек, который может быть подвержен всем этим искушениям. Так что зачастую видеофиксация из системы безопасности на дороге превращается в кормушку или легкий способ выполнения плана по нарушениям, благо что «творческий» подход к размещению камер вполне позволяет безнаказанно одурачивать водителей.

Поначалу казалось, что оспорить и отменить штраф с камеры невозможно: что, мол, сделаешь против доказательной базы с фотографией? Однако со временем оказалось, что и в этом вопросе можно добиться справедливости. Ниже мы расскажем как. Но хотелось бы заметить, что описанные ниже случаи водителям нужно использовать не для ухода от наказания, когда они действительно нарушили закон, а для защиты собственных прав от несправедливых обвинений. В каких же случаях «письмо счастья» можно обжаловать?

Нет знака «Фотофиксация»

В 2013 году после принятия соответствующего постановления правительства в ПДД появился знак 8.23 «Фотофиксация» и разметка 1.24.4, которые должны предупреждать о том, что на участке дороги установлена камера. Об их появлении долго дискутировали, однако верх взяла разумная позиция, согласно которой основное назначение камер – это безопасность на дороге, а таблички как раз ее и создают. Что толку, если разогнавшийся лихач получит штраф за превышение скорости, сбив человека на пешеходном переходе? А если увидит табличку и сбросит скорость, трагедии с высокой долей вероятности можно будет избежать.

В Воронеже по части стационарных систем проблем со знаками и разметкой нет – где камеры висят постоянно, там предупреждающие знаки обычно есть в полном наборе. А вот переносные комплексы никак не обозначены. Такие камеры почти всегда стоят на ул.Бурденко, около ГИБДД, на ул.245-й Стрелковой дивизии и других «популярных» с точки зрения возможных нарушений местах. Но ни знаков, ни разметки там нет.

Полицейское ведомство при этом любит ссылаться на ГОСТ – мол, по нему таблички и разметки должны устанавливаться перед стационарными комплексами, а перед переносными такого требования нет. Действительно, налицо определенная правовая коллизия, однако судебные процессы во многих регионах страны показали, что суды в такой ситуации встают на сторону водителей – штрафы с камер, которые были установлены без предупреждающих знаков, отменяют сотнями, если не тысячами. ГИБДД, впрочем, не особо это беспокоит – как ставили камеры, так и ставят. Видимо, расчет на то, что большая часть водителей не пойдет в суд оспаривать свое законное право.

Есть еще один нюанс – внутренние приказы МВД предписывают открыто использовать камеры, однако переносные комплексы почти всегда стараются закамуфлировать, спрятав в кусты, за столбом или перекрестком, что прямо противоречит духу видеофиксации. Собственно, все перечисленные выше случаи постоянных мест установки переносных комплексов таковы.

Также камеры запрещено использовать на любой стороне дороги кроме правой, однако в Воронеже в последнее время стало популярным ставить на одной обочине две камеры, которые одновременно «простреливают» сразу оба потока – для встречных автомобилей такая установка абсолютно незаконна. И это тоже отличный повод обжаловать нарушение с высокими шансами на успех.

Ошибка в установке и отсутствие разметки

Наказание за нарушение ПДД возникает тогда, когда водитель умышленно нарушил правила. Но если его должным образом не преду­предили, то о каком штрафе можно говорить? Такая норма применима не только к видео­фиксации нарушений, но и к любой другой ситуации на дороге, однако в случае с камерами она становится актуальнее – камера фиксирует только сам факт нарушения, а не ситуацию, при которой оно произошло. А ситуация как раз может быть определяющей.

Скажем, знак, который ограничивает скорость, установлен с нарушением ГОСТа. Например, закрыт деревьями или висит слишком высоко. Вариантом этой ситуации может служить пример улицы Бурденко, где повесили знак «40» около пешеходного перехода на многополосной дороге, однако его не продублировали, и многие водители, которые ехали в левом ряду, его просто не видели. К счастью, после вмешательства общественности дублирующий знак поставили. ГОСТы для установки знаков доступны в Интернете, когда есть сомнения, можно скачать и проверить. Если знак установлен неправильно, то это почти гарантированная победа в суде. Кстати, знак «Фотофиксация» у нас тоже лепят как попало, и его неграмотная установка тоже повод для обжалования.

Аналогичная ситуация и с разметкой. Особенно она актуальна для камер, которые фиксируют выезд за стоп-линию. Камера настроена на определенный участок дороги, и физическое наличие полосы, за которую нельзя выезжать, ей не нужно. А вот водитель должен знать, у какой черты ему положено остановиться. И когда стоп-линия стерлась, о каких штрафах может идти речь? Однако квитанции продолжают приходить. Их можно отменить через суд.

Очень характерная ситуация была зафиксирована на ул.Домостроителей. Там камера, контролирующая выезд за стоп-линию, была установлена около выезда с парковки, и все, кто выезжал, автоматически становились нарушителями. К счастью, после многочисленных жалоб стоп-линия, которая была бы видна выезжающим с парковки, все-таки была нарисована.

Временные знаки и неправильное место

Если ситуации из предыдущих разделов можно списать на небрежность или правовую коллизию, то в этом пункте собраны случаи прямых махинаций с камерами. Далеко не все водители знают, что в зоне действия временных знаков устанавливать комплексы автоматической фиксации запрещено. Недобросовестные сотрудники ГИБДД этим пользуются. Такие случаи хоть и нечасто, но иногда всплывают, хотя это совершенно незаконно.

Есть абсолютно дикие случаи, зафиксированные в других регионах страны. Например, в Первоуральске. Тамошние инспектора не стеснялись ставить на скоростных участках трассы камеры, которые по плану должны были стоять в черте города и были настроены на ограничение в 60 км/ч. Естественно, законопослушные водители, которые двигались по трассе с разрешенными 90 км/ч, тут же стали нарушителями. В Воронеже пока такого не случалось, но «камерные дельцы» с камерами быстро обмениваются опытом…

Есть и еще нюанс. Камеры запрещено устанавливать ближе, чем в 100 метрах от ЛЭП, потому что сильное электромагнитное поле может влиять на их работу. Стоит ли говорить, что это далеко не всегда выполняется?..

Куда и как жаловаться

В общем, возможных нарушений со стороны установщиков камер немало, но как рядовому водителю обжаловать «письмо счастья»? Это не так сложно, как может показаться – мы приводим довольно простую схему. Кстати, она работает не только в случае штрафов с камер – можно обжаловать также постановления «живых» гаишников. Отличаться будет только доказательная часть. Посему эта информация может быть полезна всем без исключения водителям.

Прежде чем начинать оспаривать постановление, нужно разобраться, где это можно сделать. Зависит это от того, кто вынес постановление – ГИБДД или суд. Если штраф выписала ГИБДД, то пожаловаться можно либо в вышестоящий орган самой инспекции, либо в суд. Практика показывает, что жаловаться в ГИБДД практически бесполезно – в этой организации действует круговая порука и случаи отмены постановлений очень редки. Значит, нужно сразу оправляться в суд.

Если постановление и так выписано судом, то обжаловать его можно в вышестоящей судебной инстанции. Так что особого выбора нет. Важно запомнить, что на обжалование постановления отводится 10 дней со дня вручения квитанции или получения штрафа, определиться с желанием бороться за свои права нужно в этот срок.

Первым делом нужно написать жалобу. Ее текст не регламентирован, однако существует определенная схема, которой желательно придерживаться.

Нужно начать с четкого заголовка: «Жалоба на постановление по делу об административном нарушении». Следом указать время, место и событие, которое послужило причиной постановления, а также наложенное взыскание. После чего нужно прямым текстом указать, что вы не согласны с постановлением и хотите его обжаловать.

Затем нужно указать доводы в свою защиту. Это самый важный пункт. Доказательство своей невиновности полностью лежит на водителе. Можно использовать показания свидетелей, а также фотографии или видеозаписи. Скажем, если вы оспариваете штраф за превышение скорости, когда знак, ее ограничивающий, установлен не по ГОСТу, то приобщите фотографию, опишите размещение знака, приведите выдержки из ГОСТа и объясните, почему знак стоит неправильно.

В заключение нужно написать фразу: «На основании изложенного, прошу вынесение постановления об административном правонарушении (номер, дата) о наложении на меня административного взыскания в виде штрафа (лишения права управления) отменить». После этого останется поставить дату, подпись, а также приложить необходимые документы, например, те же фотографии.

Отправляется жалоба либо заказным письмом, либо вручается лично в секретариате суда. В таком случае на копии водителя должны поставить отметку о получении.

В этой сфере много проблем, которые возникают не по вине самих камер, а из-за халатности, попустительства, а то и прямого умысла людей, которые с ними работают. Расплачиваться (как в прямом, так и в переносном смысле) во всех ситуациях предлагается водителям. Однако, если знать свои права и не стесняться о них заявлять, то незаконные постановления можно оспорить. Благо, что суды в большинстве случаев все-таки становятся на сторону автомобилистов.

В ТЕМУ

Как рассматривается жалоба

Процедура полностью описана в ст. 30.6 КоАП РФ. Жалоба рассматривается судьей в присутствии заявителя. Он может использовать защитника или представителя, права которого необходимо заранее подтвердить. Схема проведения предусматривает оглашение самой жалобы, а также разъяснения прав и обязанностей участников. Разрешаются заявленные отводы и ходатайства. Дальше начинается разбирательство.

По идее судья должен проверить правомочность приведенных в жалобе сведений, заслушать свидетелей, запросить другие данные по делу, какие считает нужным. Важно помнить, что судья рассматривает не только эпизод, который описан в жалобе, а дело целиком. Скажем, если вы оспариваете штраф о превышении скорости, но в процессе разбирательства вскроется, что вы управляли автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, то судья тут же лишит вас прав.

В зависимости от результатов проверки и разбирательства, суд может вынести несколько решений. Во-первых, оставить постановление в силе, а жалобу отклонить. Во-вторых, изменить постановление, смягчив наказание водителю. В-третьих, удовлетворить жалобу и отменить постановление. В-четвертых, отменить постановление, но вернуть дело на повторное рассмотрение. В случае с постановлениями ГИБДД обычно случается первый и третий сценарии.

Если результат рассмотрения не удовлетворил водителя, то он может обжаловать решения суда в вышестоящей инстанции.

Процедура обжалования незаконного постановления требует подготовки и определенной траты времени, но на самом деле не очень сложная. Защищать свои права можно и самостоятельно, без использования услуг адвокатов. Главное – собрать убедительную доказательную базу своей невиновности и четко придерживаться своей позиции.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

На заметку законопослушным

В соответствии с Федеральным законом РФ от 22 декабря 2014 г.  №437-ФЗ внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые позволяют с 1 января 2016 года оплатить штраф за нарушение ПДД в размере половины суммы наложенного штрафа.

Водителям предлагается оплачивать половину штрафа при условии, что они его уплатят до начала того момента, с которого можно начинать судебные разбирательства, то есть в течение 20 дней со дня вынесения постановления о наложении этого взыскания. Если водитель оспорит вынесенное в отношении него постановление, но будет признан неправым, то в этой ситуации ему придется оплатить штраф полностью. Таким образом законодатели хотят повысить привлекательность своевременной уплаты штрафов.

Однако не для всех статей КоАП такая скидка преду­смотрена. Например, повторный проезд на красный свет, повторный выезд на встречку, повторное управление автомобилем, который не зарегистрирован, повторное превышение скорости более чем на 40 км/час и выше. Также половиной штрафа не обойдутся водители, попавшиеся в нетрезвом состоянии или отказавшиеся от мед­освидетельствования. Тем, кто сбил людей, причинив им повреждения легкой или средней тяжести, также не стоит рассчитывать на скидку.

А КАК У НАС…

Придумали план

Воронежский Центр видеофиксации нарушений ПДД успел «прославиться». Несколько лет назад инспектора придумали хитрый способ выполнения плана по нарушениям. Сотрудники полиции просматривали записи с камер и вручную выписывали штрафы за езду без включенного света фар или непристегнутый ремень. Естественно, это незаконно, так как не попадает под категорию автоматической видеофиксации. После того, как несколько штрафов получили огласку, вопрос замяли, но осадочек остался…