Газета,
которая объединяет

Платежные поручения

УФАС против ЕПСС: кто прав, кто виноват?
Рубрика: Экономика№ 113 (1973) от
Автор: Ирина Костенко

Пожалуй, одной из самых интересных тем уходящего года, связанных с защитой конкуренции, стала тяжба регионального управления Федеральной Антимонопольной Службы (УФАС) и АО «Единая процессинг-сервисная система жилищно-коммунального хозяйтсва Воронежской области» (ЕПСС ЖКХ) – организации, принимающей платежи за «коммуналку» от жителей многочисленных воронежских многоэтажек.

Навязчивый сервис?

Напомним, сыр-бор разгорелся, когда в платежках жителей появилось название новой фирмы с расчетным счетом для оплаты коммунальных услуг. С того момента собственники жилья стали перечислять деньги ЕПСС ЖКХ. И некоторые запаниковали: услуги, мол, получают от одной фирмы, а платят кому-то еще. К кому же обращаться в случае возникновения спорных ситуаций? И что это за «зверь» такой – ЕПСС ЖКХ?

Вмешались антимонопольщики, выдали ряд предписаний, заподозрив компанию в нарушении ст. 11 ч. 4 п.1 ФЗ «О защите конкуренции». Конфликт перешел в судебную плоскость, что, впрочем, ответов на вопросы жителей не дало.

– В ведомство поступили жалобы граждан, – прокомментировал на днях ситуацию руководитель регионального УФАС Владимир Рохмистров. – Мы выяснили, что собственники не заключали никакие договоры с ЕПСС ЖКХ, а платить за предоставление жилищно-коммунальных услуг им пришлось именно в эту организацию. Однако в соответствии с действующим жилищным законодательством собственники многоквартирного дома должны оплачивать за ЖКУ управляющим компаниям или ресурсоснабжающим организациям. Законом не предусмотрена плата за коммунальные услуги иным лицам.

ЕПСС ЖКХ, как выяснилось, заключила договоры с 16 управляющими компаниями, а те – в свою очередь – переложили на организацию свои функции по расчетам коммунальных услуг. Но не уведомили об этом разрешении собственников жилья. Момент, по мнению антимонопольщиков, не ведущий к увеличению прозрачности работы самой системы ЖКХ.

Впрочем, в самой компании с такой постановкой вопроса совершенно не согласны.

– Работа ЕПСС ЖКХ – абсолютно прозрачна. Горожане просто не смогли понять, к кому им следует обращаться по вопросам обслуживания жилья – в управляющую организацию, с которой у жителей имеется договор, или в расчетный центр, – рассказали в пресс-центре ЕПСС ЖКХ.

Как поясняет пресс-секретарь компании Елена Печурица, исполнителем коммунальных услуг является управляющая или ресурсо­снабжающая (РСО) организация. Расчетные центры никогда не оказывали и не имеют оснований оказывать жилищно-коммунальные услуги. А ЕПСС ЖКХ оказывает услуги только управляющим и ресурсоснабжающим компаниям – по выполнению расчетов, печати и доставке платежных документов.

К тому же, как жители, так и «коммунальщики» могут легко отследить все производимые оператором начисления. Жители – в своем личном кабинете на сайте ЕПСС (адрес сайта: http://epss-vrn.ru/ – ред.), а управляющие и ресурсоснабжающие организации – в онлайн-режиме с помощью автоматизированного рабочего места, разработанного специально для них.

Куда платить?

Кто в этой ситуации прав? Вопрос пока открытый. ЕПСС попытались оспорить претензии УФАС в Арбитражном суде, который, впрочем, в удовлетворении исковых требований компании отказал. Но у истца есть право на апелляцию – и, как говорят в пресс-центре организации, этим правом ЕПСС ЖКХ непременно воспользуется.

Региональный УФАС, между тем, тоже не сдается. Как заявил Владимир Рохмистров, ведомство не собирается останавливаться, как это сделали «антимонопольщики» в других регионах. Например, в Смоленской области, где так же долго и мучительно определялись с законностью работы местного оператора.

Ну а пока ЕПСС ЖКХ и специалисты УФАС выясняют отношения, воронежцы недоумевают: как оплачивать «коммуналку»? Тем более, в свете последних событий, когда оператор, на счет которого вносили деньги, не получил поддержки суда первой инстанции.

С разъяснениями вовремя подоспели специалисты администрации Воронежа. На официальном сайте мэрии была размещена информация, из которой следует, что решения арбитражного суда не касаются приема платежей от населения и не признают деятельность компании незаконной.

Суд и УФАС, говорят в горадминистрации, всего лишь выявили «несоответствия в договорах между управляющими компаниями и ЕПСС ЖКХ, касающиеся технических особенностей порядка прохождения коммунальных платежей по банковским счетам». Коммунальщикам и оператору дали указания по исправлению документации – и сейчас договорные отношения УК и ЕПСС ЖКХ «полностью соответствуют требованиям действующего законодательства».

Так что платить за коммунальные услуги надо в обычном порядке, по единому платежному документу АО «ЕПСС ЖКХ ВО». Ну, чтобы не пополнить число неплательщиков – со всеми вытекающими последствиями…

Справка

Акционерное общество «Единая процессинг-сервисная система жилищно-коммунального хозяйтсва Воронежской области» (АО «ЕПСС ЖКХ ВО»)– крупное предприятие с собственным фронт-офисом, полнофункциональным цехом печати и упаковки, службой доставки, платежной системой. Организация обслуживает три четверти жилищного фонда Воронежа.

АО «ЕПСС ЖКХ ВО» создано по распоряжению правительства Воронежской области от 17.10.2012 года №674-р. Учредителями общества являются правительство региона и городская администрация. АО «ЕПСС ЖКХ ВО» создавалось «с целью улучшения качества обслуживания населения в сфере ЖКХ, обеспечения прозрачности расчетов за коммунальные ресурсы, выпуска единого платежного документа по Воронежской области».

В тему

Подобное судебное разбирательство – уже не первое в истории взаимоотношений оператора единой платежно-сервисной системы и антимонопольного ведомства. Еще в 2014 году УФАС по Воронежской области пыталось оспорить само создание ЕПСС. Но суды трех инстанций отклонили данное требование.

Тем временем

В январе следующего года антимонопольное законодательство ожидают изменения. Вступит в силу так называемый четвертый антимонопольный пакет. Согласно пакету, УФАС будет сначала выносить нарушителям предупреждения, а не привлекать сразу к ответственности. При этом антимонопольщики обязаны установить сроки, в которые нарушение должно быть устранено. Изменения будут касаться хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти всех уровней.

На сегодня по рекомендации правительства РФ в УФАС составляют пятый антимонопольный пакет. В нем, в частности, предусматривается обучение должностных лиц основам антимонопольного законодательства.