Газета,
которая объединяет

Глядя в «Книгу»

Всемирно известные театральные мастера показали свое искусство в Воронеже
Рубрика: от
Автор:

В Камерном театре прошли показы спектакля «Книга Иова» литовского театра «Мено фортас» – в рамках международного театрального абонемента «Пунктир», про который «Берег» рассказывал некоторое время назад. «Книга Иова» стала не первой постановкой, продемонстрированной под эгидой «Пунктира»: в ноябре в нашем городе показали «Самоубийцу» московской «Студии театрального искусства».

Гений мрака

«Мено фортас» – действительно знаковый европейский театр. Объездил с гастролями весь мир. А многие постановки режиссера Эймунтаса Някрошюса вошли в учебники по театральному искусству. Авторитетные критики указывают на неповторимый режиссерский стиль Някрошюса. А некоторые из них даже называют его «угрюмым гением».

То, что без «угрюмости» не обойдется, было ясно изначально и на спектакле в Воронеже. Библейская «Книга Иова» – не самый простой и однозначный материал. Но даже с учетом этого момента «мрачности» режиссер, конечно, нагнал изрядно. И вообще «похозяйничал» на славу. К примеру, Някрошюс «купировал» финал сюжета…

«Книга Иова» рассказывает о праведнике, которого Бог наградил большой семьей, здоровьем и богатым хозяйством. Но по наущению Сатаны он решил послать Иову суровые испытания и проверить, не отречется ли тот от него. Господь лишил Иова скота, детей, наслал на него болезни.

Спектакль заканчивается на том сюжетном повороте, где у Иова абсолютно ничего не остается. А в оригинале Бог вознаграждает Иова за терпение, дарит новую семью, вдвое больше детей и скота. Вот вам и мрак! И – постановка идеи с ног на голову.

Голова, впрочем, в процессе просмотра спектакля и без того страдает. Масса «лишнего» информационного груза, щедро выбрасываемого на несчастные мозжечки зрителей, нагоняет кучу пафоса и атмосферности, но, увы, оказывается абсолютно нефункциональной.

Падения швабр

Понятно, что театр – не место для гопников. И «разжевывать» на сцене каждую мелочь, пожалуй, не стоит. Но вот допустить, что зритель может быть и не знаком с текстом «Книги Иова», думается, можно. Вряд ли художественному замыслу помешала бы внятность символов. А то местами получается, как у некоторых современных художников: «Вы не поняли, почему швабра упала, а это означало падение Римской империи! Я не виноват, что вы не в контексте».

На создание нужного психологического состояния работает некая медитативность и тягучесть. Но вот какая штука: погружаешься-погружаешься в предлагаемый художественный мир, и… Толком ничего там не находишь. Кроме, разумеется, того, что было ожидаемо. Но оно ведь не в счет, правда?

Прием «повторим-ка мы три раза один и тот же текст» – опять же, не новый. Испытанный, можно сказать. Но так ли он нужен, если повторяемый текст разбит на несколько частей и притом довольно объемный? Тут впору заерзать на комфортабельной театральной сидушке от нетерпения. Особенно тогда, когда смысл такого хода становится понятен сразу же. И все, что тебе остается на следующие полчаса – смиренно терпеть свою участь.

Так и бросает сценических героев из крайности в крайность: то они банальны и предсказуемы, то – непредсказуемы и необъяснимы. Разброд и шатание довольно быстро ликвидируют желание «въезжать» в режиссерский замысел. И внимание переключается на актерскую игру.

Которая – очень и очень добротна. Выучить и с легкостью воспроизвести текст подобного свойства в требующихся диких объемах – уже подвиг. За что и скажем литовским актерам большое человеческое спасибо.

справка «Берега»

«Мено фортас» – вильнюсский драматический театр под руководством Эймунтаса Някрошюса. Основан 28 января 1998 года при поддержке Министерства культуры Литовской Республики. После реконструкции, с октября 2007 года, «Мено Фортас» продолжает осуществлять свою деятельность только в качестве камерного театра. Там поставлено около 15 спектаклей, самые известные из которых – «Гамлет», «Макбет», «Отелло». Театр постоянно гастролирует по всему миру, становился лауреатом множества престижных театральных премий.