Газета,
которая объединяет

Балет длиною в жизнь

Магический танец Майи Плисецкой
Рубрика: от

Мне довелось снимать выступление Майи Михайловны Плисецкой на Воронежской сцене в 1995 году для одного из центральных телеканалов, а еще раньше записывать интервью с великой балериной и выбирать материалы из ее спектаклей и фильмов.

Всякий раз, будь это сценический номер или запись ее репетиций с комментариями к ним, она производила впечатление потрясающей женщины – грациозной, величественной, незабываемой. Ощущение волшебства от встречи с уникальнейшим дарованием возникало всегда, когда она появлялась и начинала свой магический танец… Сочетание грандиозного балетного таланта с талантом, присущим лучшим представителям театра драматического, стало существенным качеством творчества Плисецкой, ее чарующего, одухотворенного искусства.

На воронежских подмостках

Я хорошо помню ее появление в Воронеже 2 декабря 1995 года. Балерина приехала вместе с артистами «Имперского русского балета», которым руководил Гедиминас Таранда. Он и был главным инициатором выступления легенды мирового балета – Майи Плисецкой – на сцене нашего театра оперы и балета. Майя Михайловна, живущая уже тогда в Германии, приезжала в Россию на три недели, чтобы отметить свой юбилей. Помимо Москвы, где ее гала-концерт состоялся на сцене Большого театра, она выступила в Санкт-Петербурге и Воронеже. Запомнилась мне и ее дневная репетиция в оперном, и сидящие в зале учащиеся и педагоги хореографического училища, и последовавшая за этим встреча с вопросами журналистов и поклонников балета. Ответы на эти вопросы так или иначе рассказывали о жизни Плисецкой, ее удивительной творческой судьбе, сложной, полной всевозможных испытаний и преодолений, но все-таки счастливой… На пресс-конференции в Москве прозвучали два неожиданных вопроса: понимает ли балерина, высказывающая претензии к советскому прошлому, что не будь Победы в Отечественной войне, где против Советского Союза воевала чуть ли не вся «цивилизованная» Европа, ставшая фашистской, с лагерями и газовыми камерами, – не было бы ни нас, ни наших сегодняшних разговоров, ни претензий? Другой касался ее рассказа о былых запретах на зарубежные гастроли. Майю Плисецкую спросили: надо ли было так переживать, если в зале Большого театра на ее спектакли собирались зрители всех стран и континентов, сами приезжающие на встречу с ней? Нечто подобное прозвучало и в Воронеже. Кажется, Майя Михайловна предпочла отшутиться.

Королевские дебюты

На первых же гастролях в Англии, где она с триумфом выступала, ее назвали королевой балета. Было это в 1950 году. С той поры международная слава Майи Плисецкой как одной из лучших балерин мира только ширилась и приумножалась. Все эти годы ей восторженно рукоплескали зрители многих стран, а имя произносили с почтением везде, где бы она ни гастролировала... Началась же творческая жизнь артистки в знаменитом Большом театре еще в 1943-м (во время войны!) сразу по окончании хореографического училища (класс
М.М. Леонтьевой) и продолжалась до последних дней. Плисецкая и после 80-ти продолжала выходить на сцену, танцевать и давать уроки блестящего балетного мастерства и вдохновения, являя собой образец подлинно королевского величия и красоты.

Дебютировала семнадцатилетняя Майя Плисецкая в Большом театре в популярнейшем спектакле «Лебединое озеро» в партии одного из шести лебедей, а вскоре убедительно и проникновенно исполнила вариации из «Дон Кихота» Минкуса, партии Мирты в «Жизели» и феи Сирени в «Спящей красавице». В 1944 году Плисецкая впечатляюще станцевала партию Маши в «Щелкунчике», а в 1945-м создала романтический образ Раймонды, отмеченный зрителями и критиками. Через два года молодая артистка с блеском танцует одну из самых трудных и ответственных партий классического репертуара – Одетту-Одиллию. Своеобразным эскизом к решению этого сложного образа послужило исполнение Плисецкой этюда «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса, который она подготовила на последнем курсе хореографического училища.

Путь балерины

Профессиональное дарование Майи Плисецкой характеризовалось набором редких качеств: это и большой шаг, легкий, парящий прыжок и удивительная (даже для балета) гибкость, «поющие» руки. Искусство балерины отличалось одухотворенной грацией, а романтическая приподнятость сочеталась в нем с органичной экспрессией. Техническое мастерство танцовщицы было всегда оправдано действием, идеей, чувством. В послужном списке Майи Михайловны – полный мятежной патетики героический образ Лауренсии и светлый, праздничный образ Авроры; озорной, горделивой Царь-девицы (в «Коньке-горбунке» Пуни) и трагической, мятущейся Эгины в «Спартаке». Ее существу был близок и язык мучительных страстей пушкинской Заремы, и радостно-языческое ликование вакханки (в «Вальпургиевой ночи» Гуно)... Незабываемы для зрительской аудитории и изысканных специалистов стали партии Плисецкой в балетах Прокофьева – Хозяйка Медной горы в «Каменном цветке» и Джульетта... В последние десятилетия 20 века событиями балетного искусства оказались постановки самой Майи Михайловны: «Анна Каренина» (1972), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985), – в которых она блистательно исполнила заглавные роли. А ее Кармен в «Кармен-сюите» Бизе–Щедрина имела просто оглушительный успех везде, где бы она ни появлялась.

Полеты и овации

Вопреки сегодняшним информационным веяниям, изо всех сил старающимся очернять советский период нашей истории (постоянно рассказывающим нам о «железном занавесе» и идеологическом «произволе»), хочется напомнить, что Майя Михайловна Плисецкая в начале своей творческой карьеры триумфально выступала не только в Англии (в 1950 и 1963 гг.), но и в США – в 1959 и 1962 году, во Франции – в 1961 и 1964. В это же время (60-е годы) она гастролировала в Италии и других странах. В 50-х она сначала получила звание народной артистки РСФСР, а затем и народной артистки Советского Союза. В 1964 году Плисецкая была удостоена почетнейшей Государственной (Ленинской) премии СССР.

Муж Майи Михайловны, известнейший композитор Родион Константинович Щедрин, с 1973 по 1990 гг. был председателем Союза композиторов России. Многие произведения он посвящал Плисецкой. Первые партии в его знаменитых балетах предназначались легендарной супруге, не раз облетевшей со своими спектаклями земной шар.

Неподражаемый талант великой балерины более 70 лет будоражил не только зрительские сердца, но и умы многочисленных исследователей ее творчества. О ней написано немало статей, книг, сняты фильмы... Сама она, кстати, снималась в кино и как драматическая актриса, особо запомнившись в фильме Александра Зархи «Анна Каренина». Известнейший театральный режиссер Рубен Симонов приглашал ее (в начале карьеры) работать в возглавляемый им театр имени Вахтангова, предлагая на выбор лучшие роли. Но Плисецкая осталась верна балету, где она являлась подлинной и несравненной королевой. Была и навсегда ею осталась.

Тот памятный концерт в Воронеже закончился долго не прекращающимися овациями, во время которых Майя Плисецкая вывела на сцену дирижера Татьяну Шипулину. Среди артистов «Имперского русского балета» аплодисментов, криков «Браво!» и цветов, которые восторженные зрители несли на подмостки, запомнилась великая балерина, смеющаяся от счастья.

Владимир Межевитин