Газета,
которая объединяет

От Умницы до Анны

Воронежская певица готовится освоить оперу Моцарта
Рубрика: Культура№ 110 (1970) от

Анастасия Черноволос – солистка оперы Воронежского театра оперы и балета. На завершившемся в конце октября в Москве престижном конкурсе вокалистов «Vox Artis Mosсow» она стала обладательницей третьей премии. Своими впечатлениями о конкурсе и размышлениями о профессии Анастасия Черноволос поделилась с читателями «Берега».

Пустой зал – огромный стресс

– Во-первых, Анастасия, поздравляю. Во-вторых – расскажите про конкурс.

– Это международный конкурс под патронажем Венской школы молодых оперных певцов «Vox artis» и международного музыкального центра «Eurovox». В России он проходил впервые – в Архиповском салоне Международного Союза музыкальных деятелей. Президент конкурса Теодоре Корези – директор и арт-директор Венской оперы «Пигмалион», директор школы молодых оперных певцов в Вене. Председатель жюри – народная артистка России Лариса Курдюмова. Среди членов жюри был и главный дирижер Воронежского театра оперы и балета Юрий Анисичкин, который, конечно, волновался за своих (кроме Анастасии Черноволос, в конкурсе участвовали другие солистки воронежской оперы – прим. авт.) и морально поддерживал. Я очень рада, что приехала сюда. Потому что для певца, для артиста участие в конкурсе – независимо от результата – колоссальная польза, что-то вроде повышения уровня квалификации.

– Имеется в виду сама подготовка к конкурсу?

– Скорее, процесс. Потому что для артиста, который уже не раз выступал на больших сценах и работает в спектаклях на большую аудиторию, очень непривычна ситуация, когда нет зрителя. Пустой зал – это огромный стресс. Это очень тяжело, потому что ты чувствуешь себя студентом перед высокопоставленными членами жюри, которые внимают каждому звуку и каждому движению. Для меня тут – самая большая сложность.

– Кто были ваши конкуренты?

– Конкуренты оказались очень достойными. Разрыв возрастной был настолько велик, от 18 до 45 лет, что в конкурсе принимали участие как студенты консерватории, так и народные и заслуженные артисты, ведущие солисты Большого театра, ведущие солисты Геликон-оперы, театра Станиславского.

Мама – группа поддержки

– Насколько важно верить в свой успех? Многие сравнивают музыкальные конкурсы со спортивным состязанием...

– Я с этим соглашусь. Потому что, помимо морального настроя и формы, очень важен режим и физическое состояние. И, главное, вера в себя. Если, выходя на сцену, я сама в себя не верю – в меня не поверит никто. Я должна нести сильную позитивную энергетику. Очень важен первый выход. То, как ты впервые представил себя членам жюри: что они увидели и что в этот момент почувствовали. Если бы я не была уверена, что дойду до конца – просто не стала бы участвовать.

– А почему вы так редко принимаете участие в конкурсах?

– Как-то руки не доходят. Много работы, спектаклей, постановок. Последний год я много гастролировала за рубежом. Дала около 66 концертов в городах Франции, Бельгии, Швейцарии, Англии. Но этот конкурс меня заинтересовал тем, что очень удобно проходил – в Москве. Поэтому я нашла в себе силы и время.

– Первым, кто разделил с вами радость победы, был, видимо, Юрий Петрович Анисичкин?

– Ну конечно! Было очень приятно его не подвести. Его рукопожатие после церемонии награждения лауреатов очень важно для меня. Как и радость мамочки, которая переживала все эти дни.

– Мама была с вами?

– Мама была на связи. Знала абсолютно все: какую программу я пою, в какое именно время, когда меня надо ругать (Смеется). Мама у меня – самая сильная группа поддержки. Еще в раннем детстве она увлекла меня вокалом. И по сей день, когда опускаются руки, или я устаю, или работаю меньше, чем могу, она дает мне стимул и заставляет двигаться вперед. Я очень ей за это благодарна.

Сложно, но красиво

– Анастасия, наверняка вам приходилось сталкиваться и с не очень доброжелательным отношением, может быть, даже с завистью. Как реагируете?

– Буду откровенной. В такой публичной профессии случается разное. Все-таки – конкуренция: кто-то более успешен, кто-то – менее. А зависть – страшный грех, и, наверное, он присущ каждому, к сожалению. Но все зависит от характера. Я, слава Богу, устойчива к подобным вещам и просто стараюсь не обращать на них внимания. Просто не обращать внимания! Другого средства, наверное, нет.

– Вы упомянули о гастролях по Европе. Что оказалось самым интересным?

– Поездка во Францию. Это была исключительно концертная деятельность, что для меня и очень интересно, и очень сложно. Потому что последние годы я больше выступаю в спектаклях. И для меня работа в спектакле намного легче, чем концертная деятельность. Потому что в спектакле ты абсолютно раскован. Игра драматическая в этом отношении выручает. А концерт – более статичное мероприятие. Здесь необходимо утонченное чувство меры и всего остального. И для меня это был абсолютно захватывающий тур – приключение. Переезды и перелеты в разные города; более одного дня в одном городе я не задерживалась. Объездила, кажется, абсолютно всю Францию. Начиная от центральных городов – Париж, Лион, Альп, заканчивая Монте-Карло, южным побережьем. А самым потрясающим было то, что эти концерты проходили в огромных залах – минимум четыре тысячи человек. Я, наверное, никогда не забуду этот тур хотя бы потому, что услышать аплодисменты четырех-пяти тысяч человек – просто потрясающе!

– Художественный руководитель вашего театра Андрей Огиевский объявил о начале работы над постановкой «Дон Жуана» Моцарта. Вы будете заняты в этом спектакле?

– К счастью, да. Очень давно хотела спеть в этой опере. Потому что «Дон Жуан» – наверное, пик творения Моцарта. Музыка очень сложная, но безумно красивая. И я очень рада, что мне досталась партия Донны Анны. Это сложная партия – технически, вокально, драматически. Она требует взрослого драматического тембра и оснащения голоса, и при этом у нее – огромнейший диапазон. Буду очень рада поработать над Донной Анной...

Надежда РОГОТОВСКАЯ

Справка «Берега»

Анастасия Черноволос в 2009 г. окончила Воронежскую государственную академию искусств. В том же году она стала дипломантом Седьмого Международного конкурса оперных певцов Елены Образцовой. Черноволос трижды становилась лауреатом Воронежского областного театрального конкурса «Итоги сезона» – певицу премировали за роли Татьяны («Евгений Онегин» Чайковского), Недды («Паяцы» Леонкавалло) и Умницы («Умница» Орфа).