Газета,
которая объединяет

За кулисами карнавала

Воронежские встречи с Людмилой Гурченко
Рубрика: Культура№ 109 (1969) от

Она не раз бывала в Воронеже. Снималась здесь в кинофильме режиссера Евгения Матвеева, участвовала в концертах, творческих встречах, премьерных показах... Роли ее, судьба и вдохновляющий, радостный и светлый талант восхищали не одно поколение зрителей, полюбивших эту подлинно народную артистку страны.

Незабываемый разговор

В Воронежской историко-культурной энциклопедии сообщается о приездах Гурченко в наш город в 1965 и 2004 годах. Я же вспоминаю ее общение с воронежцами в кинотеатре «Пролетарий» во время работы в картине Евгения Матвеева «Особо важное задание» (1979-80 гг.), рассказы актрисы о съемках в кино и о своей жизни, в которой было много всякого: звездные взлеты и падения, годы простоя, сомнения и отчаяние и, конечно же, преодоление всего того, что мешало достичь профессиональных высот…

На рубеже 80-х – 90-х годов после одного из воронежских концертов, где она исполняла песни военных лет, мне удалось пообщаться с Людмилой Марковной. Несмотря на усталость, она сохраняла завидное чувство юмора и такта. Из нашего с ней разговора запомнил я трогательные откровения актрисы, касающиеся ее детства, родителей, и прежде всего – отца, которого она боготворила. Незабываемо рассказывала она о первом успехе в кино, о Марке Бернесе (к нему Людмила Гурченко относилась с благоговением), о Владимире Высоцком, своих учителях и партнерах. Услышал я тогда от нее и такие неожиданные слова: «Может быть, и хорошо, что меня мало снимали в 60-е годы, ведь кроме обаяния молодости и каких-то задатков таланта у той Люси Гурченко почти ничего не было. Наполненность души и профессио­нальное умение приходят с годами. Режиссер Алексей Герман часто говорил на съемках, что надо доносить не только текст, но и подтекст, играть «нутром». Но ведь «нутро» надо иметь, надо его выстрадать. Может быть, я и выстрадала что-то по-настоящему только к 70-м годам!.. Конечно, не будь фейерверка «Карнавальной ночи», неизвестно, как все бы вообще сложилось. Тот фильм случился как полет в космос, заявив мое имя всему Советскому Союзу…»

Время конца 80-х годов было наполнено надеждами, связанными с преобразованием страны. Никто из нас не знал тогда, что обернутся они для многих разочарованием и крахом. Потому и остались в памяти монологи Людмилы Марковны светлыми и оптимистичными. Она была на волне своих успехов, всеобщего обожания и охотно говорила о своей жизни, устремленной в будущее...

В начале пути

Детство же ее пришлось на войну, со всеми свойственными военному и послевоенному времени ужасами и лишениями. Однако из этих лишений и тягот Людмила Гурченко вышла преисполненной жизнелюбия, неуемной энергии и артистического таланта. Насмотревшись отечественных и трофейных лент и ощутив в себе страстное желание наперекор всему стать кинозвездой, отправилась она из своего родного Харькова в 1953 году покорять Москву.

С аккордеоном наперевес, поющая и залихватски танцующая абитуриентка предстала перед экзаменационной комиссией ВГИКа, ошеломив всех искрометным темпераментом, открытостью и обаянием. А уже в 1956-м, после нашумевшей «Карнавальной ночи» режиссера Эльдара Рязанова (где студентка Гурченко успешно сыграла роль Лены Крыловой), ее узнала вся страна.

В конце 50-х – начале 60-х годов Людмила Гурченко снималась не часто и не всегда в главных ролях, но все-таки снималась, оставаясь в обойме востребованных актеров. Фильмы «Девушка с гитарой», «Балтийское небо», «Роман и Франческа», «Гулящая», «Укротители велосипедов», «Рабочий поселок», «Строится мост»  демонстрировали не только ее опереточное, но и драматическое дарование... Вторая же половина 60-х стала для Гурченко периодом испытаний и преодолений. Она по разным причинам мало снималась в кино, вынуждена была пробовать себя в театре (несколько сезонов проработала в «Современнике») и на эстраде, отчаянно борясь с жизненными проблемами и неурядицами.

Время преодолений

Полоса «забвения» (небольшие роли в картинах «Белый взрыв» (1970), «Один из нас», «Дорога на Рюбецаль» (1971) и даже «Тень» (1972) амбиций актрисы и ожиданий зрителей удовлетворить не могли) закончилась лишь в 1974 году. В фильме Виктора Трегубовича «Старые стены», удостоившемся Госпремии России, Людмила Гурченко предстала в принципиально новом качестве. Мудрость и очарование уже достаточно зрелой женщины – красивой, изящной и трогательной – наполнили существо актрисы значительностью и притягательным «биографическим» подтекстом. Не заметить этого было невозможно, и разнообразные предложения посыпались на Гурченко со всех сторон, а она, работая с полной отдачей, восхищала зрителей удачно сыгранными ролями.

Тогда же, в 1974 году, появились «Соломенная шляпка», «Дети Ванюшина», «Открытая книга», а чуть позже – «Небесные ласточки», «Сентиментальный роман», «Мама», «Двадцать дней без войны»... Роль Ники в этом фильме Алексея Германа и последующие за ней роли Таи Соломиной (в «Сибириаде» Кончаловского), Тамары Васильевны (в «Пяти вечерах» Михалкова), Ларисы Юрьевны (в «Полетах во сне и наяву» Балаяна), Веры (в «Вокзале для двоих» Рязанова) принесли Людмиле Марковне, кроме зрительской любви, массу зарубежных и отечественных призов и звание народной артистки СССР в 1983 году.

Оставшись в зрительских сердцах

Героини Гурченко запомнились цельностью щедро одаренной натуры, самостоятельностью и стойкостью в сочетании с лиризмом, чистотой и человечностью. А виртуозный профессионализм, музыкальность, юмор, тонкость нюансировок и психологическая проникновенность позволяют и сегодня, после ухода Людмилы Марковны, восхищаться ее работами, умножая количество поклонников творчества актрисы.

В трудные 90-е годы к работам Гурченко в кинематографе (явно испытывающем разру-шительные последствия развала страны), на эстраде и телевидении прибавились еще и роли на театральной сцене, преимущественно в антрепризных спектаклях режиссера Леонида Трушкина («Чествование», «Поле битвы», «Недосягаемая»). А книги Людмилы Марковны «Мое взрослое детство», «Аплодисменты», «Балет жизни»  явились настоящими бестселле-рами, не залеживающимися на прилавках магазинов.

Не так давно актриса ушла от нас, повергнув в шок своих почитателей, а вместе с ней ушла целая эпоха удивительного советского искусства – светлого, глубокого и вдохновенного. В этом искусстве Людмила Гурченко оставила яркий след, неповторимый и незабываемый.

Владимир Межевитин