Газета,
которая объединяет

Драма сказочных персонажей

Популярный актер презентовал свой фильм
Рубрика: Культура№ 111 (1394) от
Автор: Анна Жидких

В Воронеже побывала чета Безруковых – Ирина и Сергей. Народный артист России с супругой колесят по городам, в число которых попал и наш, по причине практического свойства: анонсируют фильм «Реальная сказка». Продюсировал его Безруков самолично, он же сыграл главную роль – Ивана-дурака. Его жена воплотила также один из центральных образов – Василисы Премудрой.

Судя по нарезке из фрагментов картины, предложенной журналистам, это кино – настоящее, хотя и не без экшена. В плане операторской работы, во всяком случае; в целом о ленте можно будет судить, естественно, только после премьеры. Безруков дал понять, что вопрос о премьерном показе в Воронеже – в стадии рассмотрения. И попросил у пищущей братии помощи: нужно, дескать, разъяснить людям, почему смотреть картину – стоит.

Без «указивки»

Для начала актер сообщил: в Воронеже всегда приятно бывать еще и потому, что его связывает с нашим городом есенинская тема. Буквально на следующий после встречи с журналистами день Безруковы приняли участие в открытии (пока – только техническом) музея Есенина, куда Безруков передал свои костюмы, оставшиеся после съемок «Есенина». Открытие состоялось аккурат в день рождения поэта; может, пофантазировал Сергей, впоследствии рядом расположится литературное кафе, где желающие смогут почитать стихи и т.п. Пока же – к фильму.

– Мы с Иришей сегодня здесь потому, что для меня очень важно поговорить с вами по-человечески, по душам, – как с родителями, – откровенничал актер. – Сейчас в России сказок нет, и проблема эта – довольно серьезная. Все, включая политиков, говорят с пеной у рта о том, что надо менять такое положение вещей. Но, к великому сожалению, ничего толком не делается. У нас ведь как? «Указивка» сверху – тогда и начинаем работать. Для формальности. А так, чтобы от души, когда происходит то, что описывается словами «не могу молчать», – этого не происходит. Моя сказка, которую я придумал, – она именно от души. Никакой помощи на ее съемки я так и не получил.

– А обещали?

– Я просил Госкино поддержать меня, и бумаги на этот счет существуют: всевозможные письма… Есть, в частности, письмо от министра культуры Авдеева, в котором черным по белому написано о нужности и полезности моего проекта. То есть поддержка, к сожалению, только на словах: всем все нравится, все готовы голосовать «за». А дальше… Это, знаете, уже дело совести: у кого-то она есть, у кого-то – нет. И мы пытаемся объяснить последним: совесть все-таки быть должна… В общем, организационная сторона дела – тоже большая сказочная история. В которой нужно идти до конца, несмотря ни на что; я – как тот самый Иван-дурак, который бьется с кощеями. Неустанно. Но дуракам везет, понимаете?..

Захотелось размаха

– Как в вашем случае это везение проявляется?

– Нахожу добрых людей, которые, слава богу, готовы помочь. И помогают – не просто потому, что меня любят. А потому, что видят: история-то – хорошая! Помогают и говорят при том: «Серега! Эту сказку должен посмотреть мой сын…» Значит, у человека есть совесть. И есть ощущение реалий: если не будет в нашей жизни того, о чем предлагает подумать сказка, – все! Мы проиграем окончательно. Сейчас даже в некоторых театрах детских спектаклей, именно сказок, почти нет. А в кинотеатрах их нет вообще… Я никоим образом не осуждаю тех, кто смотрит Гарри Поттера, зарубежные мультфильмы – сам их смотрел. Но это – другая культура, не наша. А нас уже приучили к ней – вернее, навязали ее. Но в подсознании-то, где-то глубоко сидит наше, родное – ведь мы ж на своей земле живем, правильно? И все равно вернемся к Ивану-дураку, Бабе-яге и Кощею; тут много вариантов можно придумать, и в любом случае это будут наши сказки.

– Какой вариант придумали вы?

– Два года назад появилось ощущение: надо что-то полезное сделать. У меня много актерской работы, и в кино, и в театре, и специально в продюсеры я не лезу, поверьте: продюсерская ноша – очень тяжелая. Просто я придумал сказку – в отсутствие детского кино. Ту, которая – не только для телевизора, а пошла бы по кинотеатрам страны. Чтобы была русская сказка на большом экране; вот такого размаха захотелось. То, что мы сняли, придумали с режиссером Андреем Мармонтовым – не осовременивание сказки. Боже упаси так думать; я не очень хорошо отношусь к попыткам пересказать старую сказку на современный лад. Это, знаете, либо «Золушка», либо современный лад – что-то одно из двух. И здесь я придумал сказку, в которой сказочные персонажи оказались среди нас. Это их драма; персонажам некуда больше деваться. В них никто не верит – сказки умерли, стали не нужны. Кощей победил.

Много кощеев

– И забросил в мир людей героев сказок?

– И сам с ними пришел. Неплохо здесь устроился, ему хорошо живется – имея капитал, стал человеком. Ездит в администрацию, учреждает благотворительные фонды. Это – отражение нашей реальности, в которой, в свою очередь, как в зеркале отразились сказочные персонажи… Ой, как много в нашей жизни кощеев-то! А Иван-дурак стал ВДВэшником. «Серега, а ведь ты прав, – сказали мне ребята, служившие в этих войсках, посмотрев фильм. – Мы и вправду Иваны-дураки…» Этот Иван с синей наколочкой на плече прошел горячие точки, превратился в ветерана войны – он дурак, он из сказки. И никем другим в этой жизни быть не может… А Василиса Премудрая – учительница русского и литературы; про положение учителей в нашей стране вы все прекрасно знаете. Где может применить свои знания, которыми она обладает и готова поделиться, Василиса Премудрая?

– Получается, вы замахнулись на социальную революцию?

– О важных вещах в фильме говорится с легким юмором, но в результате, повторюсь, возникает ощущение драмы. Той драмы, которую зритель очень хочет видеть в кинотеатре, но… Прокатчики не берут. Потому что их основной контингент, дающий выручку на американских фильмах, – люди 14-25 лет. А взрослые довольствуются телевизором. Или ходят с ребенком на какого-нибудь «Шрека»; погогочут там – и что? Да еще ребенок рядом засмеется; только вдумайтесь – наши дети уже смеются надо «всем этим». Потому что не знают ничего лучшего. Ушли с экранов «Финист – Ясный сокол», «Морозко», все сказки Роу – те, которые посейчас смотришь с упоением.

Российское капиталистическое кино

– Можете сформулировать основную идею своей сказки?

– Идея – благая: вернуть сказке ее персонажей. Обратно. И это способен сделать только наш герой – Сашка Богатырев, четырнадцатилетний актер Максим Шибаев. Есть в фильме и сказочная битва, которую мы снимали в Праге, – с каскадерами и спецэффектами; это очень красиво. Но главное – не это. Вопрос вопросов – как пригласить взрослых на просмотр семейного кино? Того самого, которое мы хотим вернуть?.. Мамы, которые уже посмотрели фильм, сказали, что «Реальная сказка» – первая картина, после которой хочется поговорить с детьми. Первая! Значит, за все время существования капиталистического российского кино (а оно у нас капиталистическое) ничего подобного не было на экранах (а если и было – шло либо после двенадцати ночи, либо в шесть утра) – вот что страшно… Хотя хорошее кино есть: авторское, режиссерское. Просто в кинотеатрах оно не идет – бизнес. Бизнес – и ничего личного, как говорит наш Кощей. Я разговариваю с прокатчиками на местах: да заработаете, убеждаю, вы свои деньги! У вас ведь столько американской продукции – не обеднеете! А сделать что-то полезное в этой жизни надо вовремя. И я хочу, чтобы все, кто услышал о нашей сказке, восприняли ее продвижение как свое личное дело… Это не так просто: мир, конечно, не без добрых людей, но состоит не только из них.

Обаятельный злодей

Судя, опять-таки, по представленным фрагментам, в фильме достаточно много хороших актерских работ. Во-первых, бывалым профессионалом выглядит юный Максим Шибаев: парень безусловно хорош, очень естественен и умен. Совершенно потрясающего Кощея «сделал» Леонид Ярмольник: злодей получился у него жутким и обаятельным одновременно. Я даже рискнула признаться Безрукову, что, окажись на месте Василисы Премудрой, влюбилась бы, скорее всего, не в его героя, а в персонажа Ярмольника: столько силы какой-то, мощи и даже мужественности (не воинствующей – как бы скрытой, «между строк» прочитываемой) в его Кощее…

– Ну, если бы вы посмотрели фильм полностью – вряд ли сделали бы такой выбор. Потому что поняли бы, сколько душ загубил Кощей, – заверил Сергей. – Но Ярмольник действительно сыграл потрясающе: тонко, остро. У его Кощея – своя правда; ну, превратил, согласно нашему сюжету, девочку в цветочек, уничтожил книги, в которых написано о том, как убить Бессмертного – и в чем он виноват? Работа такая… Лени давно не было в кино, и я рад, что он сыграл у нас; утвердили его практически без проб. Сначала на эту роль хотели пригласить Костю Хабенского, которому понравился материал. Но времени на съемки не нашлось. А что еще касается сказки в целом – у нее очень много смыслов. Даже бытовых; мамы признавались мне, что «работает» такой, к примеру, момент – старшему брату надо встретить из школы маленькую сестренку. Обязательно надо! Иначе к ней подойдет чужой дядя – и девочка исчезнет, пропадет, ее больше никогда не будет. Это в сказке ее спасли – брат, тот самый Сашка Богатырев, оказался способным драться со злом. Ломать иголку, в которой прячется кощеева смерть. Бороться с нечистью ценой собственной жизни – и возвращать чудо в этот мир. Детективный сюжет, сдобренный аккуратным юмором…