Газета,
которая объединяет

С Русалочкой и Трубадуром

Маленьким зрителям предлагают учиться и играться
Рубрика: Культура№ 104 (1964) от
Автор: Оксана Мишина

Детский театральный фестиваль «МАРШАК», что проходит в нашем городе в эти дни, и впрямь небезосновательно претендует на статус аналога знаменитого теперь уже Платоновского! Спектакли, включенные в афишу форума – что называется, как на подбор. Полфестиваля уже прошло – и ни одного разочарования! Когда такое было?

Очаровательная «Русалочка»

А открыла программу форума «Русалочка» – спектакль Екатеринбургского театра юного зрителя, будто специально созданный для того, чтобы очаровать воронежского зрителя с первых тактов фестиваля. Не просчитались организаторы: известная сказка Андерсена об отважной морской принцессе получилась именно сказкой – красивейшей, поэтичной, загадочной, волнующей. Со множеством спецэффектов, буквально не позволяющих оторвать глаз от того, что происходит на сцене. Тут даже про работу актеров говорить нет смысла: в предложенных интерьерах она становится как бы их органичной частью. Отважной Русалочке, готовой ради любви на все, сочувствуешь, ее болью болеешь. Но главное – с удовольствием впитываешь волшебную атмосферу спектакля, поставленного главным режиссером Красноярского театра юного зрителя, лауреатом спецпремии жюри «Золотая маска» Романом Феодори.

Не только режиссерская работа, но и сценография (может, даже – в первую очередь) – выше всех похвал. Эти лазурные пучины-глубины, где «проплывают» загадочные морские коньки, живут доисторические рыбы и прочие обитатели дна, включая созданных авторской фантазией…

«Роман Феодори и художник Даниил Ахмедов делают визионерский театр для детей, которым можно только позавидовать: после такого театра людям снятся иные сны», – заключает ресурс Colta.ru. Трудно поспорить – замечательное послевкусие от спектакля осталось! Жаль только, что некоторые родители привели в зал совсем уж крох, которые, само собой, раскапризничались – малышам интеллектуальные аллюзии режиссерского «полотна» явно не предназначены.

Плохие и хорошие макароны

Опера «Съедобные сказки», делегированная на фестиваль музыкальным театром имени Наталии Сац – сочинение изобретательное, прежде всего. И, в некотором смысле, функциональное. Автор одноименной книги Маша Трауб пояснила, что написала ее, дабы влиять (положительно, конечно) на аппетит собственного ребенка. Тут уместна параллель с «Джентльменами удачи», когда герой незабвенного Леонова предлагает детсадовцам взять космические ложки и навернуть ими космической каши. Правда, стилистически эти зрелища резко разнятся: герои «Съедобных сказок», во-первых, поют на сцене (и демонстрируют прочие «оперные» атрибуты – в пластике и т.д.), во-вторых – постоянно разбираются с тем, что такое хорошо, а что такое плохо. Обижают, к примеру, «плохие» макаронины хорошую – детки, по режиссерской задумке, должны делать выводы.

Спектакль напомнил авангардные мультики и того же плана литературу для детей; там отчетливо заметна претензия, а это – достоинство для художественного произведения сомнительное. Тем не менее, «съедобные» герои – эклер Валера, чернослив Норик, креветка Фира и другие – дают детворе уроки мудрости и сострадания, показывают, каких персонажей любить не стоит, а каких – наоборот.

Спектакль интересно оформлен, динамичен, хорошо «отформатировался» под малый зал театра драмы, где проходил показ. Да к тому же украшен «живой» музыкой – музыканты располагаются прямо на сцене. Так что рука мастера видна и здесь: поставил «Съедобные сказки» Георгий Исаакян – заслуженный деятель искусств РФ, лауреат престижных российских премий, включая «Золотую маску».

Ярко и не навязчиво

Самые искренние комплименты – музыкальному спектаклю «Бременские музыканты» питерской «Мастерской», профессионального драматического театра, основанного в 2010 году на базе актерско-режиссерского курса Санкт-петербургской академии театрального искусства. Это один из самых популярных театров сегодняшнего Санкт-Петербурга. Что, знаете ли, объяснимо – ребята, молодые актеры – работают с такими отдачей и удовольствием, таким свежим восприятием материала и ситуации, в которой этот материал представляется, что кроме как «браво» и сказать-то им нечего…

Кто не знает наизусть культовый советский мультик, где звучат хиты Геннадия Гладкова про «бяки-буки», «куда ты, тропинка, меня завела…» и пр.? Вот зал и подпевал хором – по доброй воле, без понуждения – то Трубадуру, то атаманше разбойников; благо к этим моментам актеры зрителя уже «завели». Яркий, темпераментный (и, вместе с тем, нисколько не навязчивый), остроумный интерактив, довольно простенький с точки зрения режиссуры, показала талантливая питерская молодежь – насколько нацеленная на работу, настолько же и прекрасно оснащенная актерски. Исполнители (те самые Кот, Петух и компания) владеют музыкальными инструментами, замечательно двигаются, живо, с изрядной долей непосредственности обыгрывают текстовые и смысловые находки. Даже выделять никого не хочется (хотя, конечно, не все одинаково блестящи) – чудный ансамбль у питерцев получился. И, соответственно, спектакль, поставленный по мотивам сказки братьев Гримм и мультфильма Екатериной Гороховской.

Прямая речь

«Мы хотели взять историю, которую все знают, и сделать на ее основе свою, – говорит Екатерина Гороховская о спектакле «Бременские музыканты». – Ребята сами много сочиняли. Надеемся, что получилась современная история про нас – про актеров, про дружбу, про чистоту».

Справка «Берега»

Екатеринбургский театр юного зрителя – один из старейших профессиональных театров для детей и молодежи в России. Основан в 1930 году. В разные годы театр возглавляли Владимир Мотыль, Юрий Жигульский, Юрий Котов, Дмитрий Астрахан, Владимир Рубанов, Георгий Цхвирава, Семен Лосев, Анатолий Праудин, Вячеслав Кокорин.

Есть мнение

«Хороших театров всегда и везде меньше, чем плохих, – считает почетный гость фестиваля «МАРШАК», президент АССИТЕЖ Адольф Шапиро. – На мой взгляд, в Воронеже собрано именно это меньшинство. Радостно, что такой замечательный фестиваль открылся в вашем городе в то время, когда многие фестивали отменяются или испытывают кризис. Человек может прожить без театра, но, мне кажется, это обеднит его. Обеднит на впечатления, которые получает театральный зритель».