Газета,
которая объединяет

Жертвы «оптимизации»?

Рубрика: Колумнистика№ 103 (1963) от
Автор: Юрий Бабаян

Трагедия с 224 жертвами разбившегося в Египте лайнера А-321 российской компании «Когалымавиа» вновь заставила призадуматься: а все ли у нас хорошо в авиационной отрасли?

Нет, я не о производстве гражданских самолетов – тут, что бы ни пытались доказать отечественные чиновники, пока разруха. Я – сугубо об отрасли авиационных перевозок, которая, как считается, развивается с помощью жесткой конкуренции между частными компаниями. Отрасль вместе с конкуренцией, возможно, и развивается. Но за счет чего? Не за счет ли качества предоставляемых услуг и выполнения требований безопасности?

Такие мысли возникают не на пустом месте. В воскресенье, например, глава госдумского комитета по международным делам Алексей Пушков заявил, что в мире за последние 50 лет основное количество авиакатастроф со значительным числом человеческих жертв пришлось именно на небольшие компании, обслуживавшие до 10 самолетов. «Когалымавиа» входит как раз в этот сегмент.

Какова зависимость качества обслуживания лайнеров от их численности? Самая прямая. Это лишь на первый взгляд кажется, что чем самолетов у компании меньше, тем тщательнее она будет следить за каждым из них. На самом же деле в современных экономических условиях у локального перевозчика затраты на каждое воздушное судно значительно выше, чем у крупных предприятий. Вот и стараются они их «оптимизировать».

Возможно, в случае со злополучным А-321 тоже не обошлось без «оптимизации». Иначе как еще можно объяснить, что пилоты жаловались на состояние самолета, а заявки на его техобслуживание аэропорт приписки не получал от эксплуатанта аж в течение полутора лет? Оно, обслуживание, больших денег стоит. Которых у перевозчика могло и не быть.

Что стало причиной трагедии, выяснит следствие. Нельзя исключать и теракт. Однако российским властям в любом случае стоит задуматься: правильно ли выстроена государственная политика в сфере авиационных перево­зок? Может, стоит ее несколько скорректировать, пока не начали массово падать «оптимизированные» воздушные суда?