Газета,
которая объединяет

Способ служения

Галерея «Нефта» показывает чеканку Александра Муханова
Рубрика: Культура№ 101 (1961) от
Автор: Оксана Мишина

Выставка, развернутая нынче в художественной галерее «Нефта», называется весьма претенциозно – «Ангелы и демоны. Принцип лабиринта». И оставляет впечатление фундаментального, отчасти даже монументального труда: медиевист Александр Муханов выставил чеканку, посвященную, по определению автора, взаимоотношениям Добра и Зла, Света и Тьмы, Хаоса и Порядка.

Рискованный опыт

«Мне, – добавляет Александр Владимирович, – хотелось выступить на стороне сил Света, найти свой способ художнического служения...»

Что касается воплощения этого принципа в жизнь – Муханов объясняется достаточно внятно. Признается, что его всегда влекли проблема художественной тайнописи и язык символов, поэтических метафор, притч и аллегорий. А поскольку глубины Света и Тьмы, равно как и соответствующий язык, сконцентрированы по максимуму в христианском мировоззрении («и прежде всего, – уточняется, – в эпоху Средневековья») – именно этот материал стал предметом художественного осмысления.

– Я называю себя художником-медиевистом, – говорит автор. – Поскольку в основном обращаюсь к средневековой тематике и формам, способам отображения той эпохи. Я вовлекаю зрителя в творческий процесс: он становится сопричастником тревожных предчувствий автора. Опыт мой в известной степени рискован, ибо совершенно очевидно, что даже в области богословской мысли нет единого взгляда на те или иные события. Но на то и существует творчество, которое по определению предполагает свободу видения различных процессов.

Обуздание Хаоса

Муханов подчеркивает: свои работы он старается не объяснять, справедливо полагая, что зритель «сам должен попытаться понять и, скорее, прочувствовать их». Не столько сознанием, сколько подсознанием. Что же касается витиеватого названия выставки – расшифровать его призван манифест, составленный автором.

«Из всех изобретений культуры по обузданию сил Хаоса лабиринт является самым замечательным, – декларирует сей документ. – Это особый тренажер для процессов посвящения, проходивших в 12 ступеней по зодиакальному кругу. Смысл образовательной подготовки посредством лабиринта, прежде всего, энергетический – научить управлять энергиями разной интенсивности. Лабиринт показывает, что погружение в уплотняющийся Хаос должно осуществляться не как стихийный энергетический «коллапс», но целенаправленно и с обязательным обладанием силами Хаоса...»

Не стану утомлять читателя продолжением цитирования: углубляться в оригинальное, своевольное даже теоретизаторство – не цель данного материала. Для нас, зрителей, главное то, что «Нефта» показывает крепкого мастера, владеющего сложной (и теперь уже редкой) техникой. Так что – спешите видеть! И, при желании, разбираться со сложным авторским миром.

Справка «Берега»

Художник-медиевист Александр Муханов родился в 1955 году в Воронеже. Окончил исторический факультет ВГУ, Воронежское художественное училище. Участник городских, тематических, зональных выставок. С 1972 по 1993 годы с перерывами трудился в воронежском Художественном фонде чеканщиком. Принял участие в оформлении ряда городских объектов.

С 1994 года перешел на индивидуальную творческую работу, в результате чего создал серию произведений (свыше 50) в металлопластике на тему «Откровение Иоанна Богослова, «Апокалипсис», на алхимическую тематику, иллюстрации приемов психоанализа Карла Густава Юнга. Разрабатывает в чеканке изображения православной иконы; всего переведено в металл свыше 70 православных икон. Также изготовляет оклады, ризы для икон разных размеров.