Газета,
которая объединяет

Наблюдатель волн

В Воронеже выступил музыкант из Самары
Рубрика: Культура№ 98 (1958) от
Автор: Сергей Попов

Как правило, хорошие провинциальные рок-музыканты воронежскую публику вниманием не балуют. Почему к нам почти никто не приезжает – вполне понятно: экономика подобных гастрольных историй такова, что доход от продажи билетов не покрывает музыкантам даже затраты на проезд. Так что на днях произошел редкий случай: в Воронеже отыграл концерт замечательный музыкант, не имеющий отношения ни к Питеру, ни к Москве. А именно – Данила Телегин из Самары. В прошлом известный как участник авангардно-роковой команды «Контора Кука», а ныне – лидер собственного проекта TLGN.

Рождение субкультуры

Корреспондент «Берега» первым делом поинтересовался у Данилы, как вышло так, что он оказался в нашем городе.

– Данила, расскажи, зачем музыканту из Самары понадобилось выступать в Воронеже? Москва и Питер – ясное дело: понимающая публика, более-менее полные клубы. А ехать из провинции в провинцию – имеет ли смысл?

– Меня неожиданно пригласили сыграть в Саранске – туда показалось интересным съездить. Да и от Самары недалеко. Путешествие с точки зрения гастролей было достаточно рискованным: группа ехала полным составом туда, где нас никто не знал. Аппетит пришел во время еды – захотелось «зацепить» еще и какой-нибудь соседний с Саранском город. На горизонте появились ребята из Пензы, которые взялись сделать там нам концерт. А потом я вспомнил про воронежских знакомых: когда-то они проводили вечеринки в несуществующем ныне местном кафе «Интернетика», устраивали фестиваль «Dark Entries». Мы списались и решили организационные вопросы. Так и получился мини-тур. Это история не про деньги и не про славу. Просто больше всего на свете я люблю музыку и путешествия. А тут выдалась прекрасная возможность совместить эти два явления. И пообщаться с хорошими людьми.

– Наверняка ты рассчитывал, что публики на концертах будет совсем немного. А народ все-таки подтянулся…

– Рассчитывал, что буду снимать на видео пустые залы, а потом сделаю из этих кадров клип на какую-нибудь особенно печальную песню. Но выяснилось, что везде находятся люди, которым интересно то, что я делаю. Иногда заглядывают случайные прохожие. Но в ужасе не убегают: вникают, слушают, даже диски иногда покупают после концерта. Стало быть, посредством живого контакта я обретаю новых слушателей. За этим, мне кажется, будущее. Потому что, например, в социальных сетях никакого движения уже нет.

– Так называемые «андеграундные» и «альтернативные» сцены – это же, по большому счету, междусобойчик. Все друг друга знают, количество музыкантов примерно равно количеству слушателей. Насколько тебя удручает такое положение вещей?

– Не очень люблю вписываться в тусовки. Но с тем, о чем ты говоришь, приходится мириться: иначе как существовать? В этом туре я все более явственно ощущаю, что появляется некая новая субкультура. Возникающая даже не столько вокруг музыки, сколько вокруг мироощущенческих вещей. Пока она, естественно, никак не называется, никем не брендирована, и никакой ярлык на нее не повешен. Просто существует общность людей, которые «своих» видят и чувствуют издалека. Я, по крайней мере, их встречаю. И это очень радует.

Против нейтралитета эмоций

– Давай о музыке. Мне твои вещи не кажутся чем-то особенно сложным. Они, скорее, нестандартные, со своим лицом. Но широкую публику нередко такое творчество отталкивает. Насколько часто приходится встречаться с непониманием и неприятием?

– Если музыка не нравится – современный слушатель не говорит вообще ничего. Хотя я бы предпочел, чтобы люди открыто выражали свои эмоции. Совершенно невозможно играть, когда видишь перед собой полный зал каменных лиц. Что вот у них на уме? То ли нравится, то ли нет – непонятно. Не нравится – встань да и уйди. Ну, или хоть как-то отреагируй! Мы «обламываем» ту публику, для которой пост-панк и нойз-рок – это больше ироничные демотиваторы «в контакте», нежели реальная музыка. Таких людей пугает давление месседжа. Или даже просто его наличие.

– Ну, для того, чтобы понять, что музыка, а что – скорее, демотиватор, надо послушать довольно много всего разного. Иметь более-менее внятный меломанский опыт. Как, по-твоему, у публики с этим делом?

– Современная аудитория – очень наслушанная. Но – в каком-то своем, особенном смысле. По преимуществу, это люди, которые не выискивали неделями или даже месяцами важный для них, редкий компакт-диск. Они просто полезли в Сеть – и за пару минут нашли там все, что хотели. Это накладывает существенный отпечаток на восприятие. Чем меньше усилий ты затратил на то, чтобы заполучить альбом, тем менее он для тебя ценен. То есть среднестатистический слушатель сейчас вполне образован и наслушан, но судьбоносного значения в его жизни музыка не сыграла. Нет такого, чтобы человек послушал альбом – и пошел увольняться с работы.

Не ипотекой единой

– У тебя есть опыт сотрудничества с одной из краудфандинговых площадок. Расскажи о нем.

– Площадка, где я разместил свой альбом – не краудфандинг-проект в чистом виде. А просто интернет-сервис, посредством которого можно рублем отблагодарить создателей понравившегося альбома. Я не в восторге от такого опыта. Почему? Потому что выгодно это только известным артистам. Малоизвестные персонажи не получают ничего: ни денег, ни новых слушателей.

– Тогда какие механизмы должны помочь музыканту обрести новых слушателей и выйти на новый уровень?

– Знаешь, музыкой я занимаюсь довольно долго, но за все эти годы даже не приблизился к пониманию того, что помогает музыканту стать успешнее. Да, можно подстроиться под интересы массового слушателя. Собрать кавер-группу. Или, вовремя отследив модное веяние, попытаться вскочить на волну. Но чего ради мне-то идти против своих музыкальных желаний? Работа у меня есть – я журналист, пишу о культуре. Помогает зарабатывать на жизнь, но вряд ли является главнейшим ее элементом. Если еще и творчество подчинить тому, что надо, а не тому, что хочется – оно вообще потеряет смысл.

– Тебе хочется, чтобы твои альбомы и синглы не просто качали из Сети, а именно покупали?

– Было бы неплохо. Музыка – это, не в последнюю очередь, механизм поиска единомышленников. За проданными копиями альбомов, как мне видится, есть достаточно глубокая симпатия. Если уж слушатель решил купить мою пластинку – значит, скорее всего, мы с ним друг друга хорошо понимаем, будучи даже не знакомыми. И он мне об этом сигнализирует. Подобные вещи греют. Тяжело ведь жить с мыслью, что ты будешь только ходить на работу, выплачивать ипотеку и в конце концов умрешь. А так вроде бы помещаешь свое отражение в других... В общем, ничего нового: творчество дает жизни хоть какую-то видимость смысла, о чем многие говорили гораздо лучше меня.

справка «берега»

Данила Телегин – лидер авангардно-рокового проекта TLGN. В 2015 году вышел первый полноформатный альбом проекта – «Наблюдатели волн». Альбому предшествовали несколько синглов, первый из которых вышел под псевдонимом «Муа».