Газета,
которая объединяет

В копилку зрительского опыта

Фестиваль «Пунктир» обещает открыть воронежским театралам новые возможности
Рубрика: от
Автор:

На днях в Камерном театре прошла пресс-конференция, посвященная новому проекту – международному театральному абонементу «Пунктир». Художественный руководитель театра Михаил Бычков рассказал, что в рамках проекта «Пунктир» на большой сцене Воронежского камерного театра в течение театрального сезона будут идти спектакли различных российских и иностранных театров (деятельность которых в той или иной степени художественно созвучна тому, что делает Камерный).

Столичные штучки

Цель проекта – расширение зрительского опыта воронежской публики. Форма фестиваля – свободная: она ориентируется на возможности театров, их расписания, а также исходит из возможностей сцены Камерного. То бишь, никакой жесткой периодичности спектаклей не планируется: как будет получаться – так и будет. Организаторы надеются, что первый «Пунктир» окажется успешным, и в дальнейшем станет проводиться на постоянной основе.

В «первой обойме» мы увидим три постановки. 12 и 13 ноября пройдет спектакль «Самоубийца» московской студии театрального искусства. В постановке Сергея Женовача.

– Это одно из самых громких и успешных театральных событий прошедшего сезона, – рассказал Михаил Владимирович. – Спектакль уже посмотрела вся театральная Москва. И теперь, надеюсь, увидит театральный Воронеж. Студия театрального искусства – один из самых интересных российских театров. Они уже приезжали к нам с показами своих постановок. В том числе – в рамках Платоновфеста. Там работает очень интересный театральный художник – Александр Боровский. А еще у них замечательные артисты, которых раньше мы видели в качестве студентов Женовача.

Глобально и глубоко

23-24 ноября вильнюсский театр «Мено Фортас» представит воронежцам спектакль Эймунтаса Някрошюса «Книга Иова». «Мено Фортас» – один из самых известных европейских театров. Он был основан в 1998 году при поддержке министерства культуры Литвы. Эймунтас Някрошюс входит в «топ» ведущих мировых режиссеров. Интереснейший мыслитель, философ, художник, он признан на самом высоком уровне. Его интересуют темы глобальные и глубокие.

На сей раз материалом для спектакля стала «Книга Иова» – один из самых обсуждаемых текстов Святого Писания. Богословы разных конфессий и литературоведы уже не первое столетие спорят о происхождении и структуре текста, о его закодированных значениях. Неоднозначный взгляд на отношения между человеком и Богом, на проблематику веры в «Книге Иова» постоянно привлекал внимание философов. Многие называют именно «Книгу Иова» первоисточником философии экзистенциалистов.

В Воронеже спектакль Някрошюса будет идти на литовском языке с русскими субтитрами – практика, сегодня довольно распространенная.

После ухода

12 и 13 декабря наш город увидит постановку вильнюсского Театра Оскараса Коршуноваса «На дне». Театр Оскараса Коршуноваса дважды принимал участие в Платоновском фестивале (воронежцам показывали спектакли «Последняя лента Креппа» и «Миранда»).

Коршуновас – одна из самых титулованных и «раскрученных» фигур европейского театрального мира. Он работал с лучшими театрами планеты, отмечался призами на престижных мировых фестивалях.

Спектакль же, о котором речь, интересен тем, что Коршуновас поставил только четвертый акт знаменитой горьковской пьесы. Получилось, по мнению специалистов, самодостаточное высказывание. Своеобразное, принципиальное. Режиссер говорит о своей постановке так: «Это уже не дно, это – яма дна. Меня поразило то, что Горький еще до Беккета описал ситуацию, когда Бог ушел. Но если у Беккета есть ожидание Годо и есть смысл жить в этом ожидании, то у Горького все персонажи живут уже после ухода Бога. Старик Лука ушел, больше нет никакой надежды – это главная метафора спектакля».

В надежде на правильный курс

– Это сильнейший спектакль, я видел его года два назад, – поделился Михаил Бычков. – В небольшом зале он производит мощнейшее впечатление. Надеемся, что энергетическое воздействие потрясающего актерского ансамбля не растворится в нашем пространстве. Спектакль также будет идти на литовском языке с русскими субтитрами.

Что же касается вопросов материальных, то здесь Михаил Владимирович пояснил: в финансовом отношении проект довольно сложный.

– Я считаю, что у нас в городе возникают инициативы, обещающие какие-то волшебные театральные возможности, – заметил Бычков. – С надеждой буду ждать, что действительно кому-то удастся то, что не всегда под силу даже Платоновскому фестивалю. Камерный театр имеет гораздо меньше возможностей, но тем не менее мы попытаемся, что называется, «выйти в ноль». Билеты будут стоить от 1200 до 2500 руб. Партнеров и спонсоров у фестиваля, к сожалению, пока нет. Дополнительную сложность создает тот факт, что расчеты с нашими зарубежными партнерами происходят в евро. А какова будет «валютная ситуация» через месяц-два – неизвестно.

Справка «Берега»

Воронежский Камерный театр – государственный репертуарный театр, основанный в 1993 году. Играет около 160 спектаклей в год. Театр неоднократно участвовал в фестивалях и гастролировал в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Екатеринбурге, Таганроге, Орле, Геленджике, Сочи. В 1995 году за создание Камерного театра и постановку спектаклей «Сторож», «Персона», «Jamais» художественный руководитель театра Михаил Бычков удостоен премии имени
К.С. Станиславского.

В 2011 году журнал Forbes включил Воронежский Камерный театр в топ-10 самых интересных провинциальных театров России. В 2014 году театр переехал в специально построенное здание на улице Карла Маркса.

Есть мнение

«Формально новый спектакль Сергея Женовача – комедия, причем невероятно смешная, – говорит о «Самоубийце» критик Наталья Витвицкая. – Однако в свете последних политических событий «Самоубийца» – едва ли не самая острая постановка Москвы. Абсолютный must see сезона. Спектакль, при всей своей горькой злободневности, как будто нарисован акварельными красками. Художник Александр Боровский соорудил на сцене двухэтажную конструкцию из обшарпанных дверей бледно-розового и небесно-голубого цветов. А Дамир Исмагилов поставил свет так, чтобы коммунальный ад показался раем».